Снесла курочка дедушке яичко…. Яйцо курочка ряба


Курочка ряба сказка читать | Читать сказку про курочку Рябу

Курочка ряба сказка читатьСказка Курочка Ряба читать, которую вы можете прямо с этой страницы обязательно понравится вашему малышу.

 

 

 

 

 

Сказка про курочку Рябу

 

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.

Дед бил, бил — не разбил.

Баба била, била — не разбила.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

Это простая детская сказка про курочку рябу. Самый маленький ребенок знает сказку курочка ряба. Сказка, читать которую легко. Но, есть другие варианты Курочка ряба сказка. Читать сказку Курочка Ряба на современный лад предлагаем здесь!

Русская народная сказка

Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

- О чем вы плачете?

- Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

- Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

- Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

Украинская народная сказка

Жили себе дед да баба, была у них курочка ряба. Три года они курочку кормили, со дня на день яичка от неё ожидали.

Ровно через три года снесла им курочка яичко, и было то яичко не простое, а золотое. Радуются дед и баба, не знают, что с этим яичком и делать, своим глазам не верят, что курица золотое яичко снесла.

Попробовали его разбить, а оно такое крепкое, — не разбивается. Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила. Положили яичко на полку; бежала мышь, хвостиком задела, упало на стол яичко и — разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

- Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам другое, не простое, а золотое, только три года подождите.

Дед и баба подобрали золотые скорлупки и продали их евреям. Денег получили немного. Хотелось им поставить новую хату, да денег не хватило, надо было ещё три года ждать, чтобы на хату достало. Прождали они неделю, прождали вторую, прождали и третью, больно долго им казалось, ждать надоело.

Вот и говорит дед бабе:

- Знаешь что, старуха? Чем нам ждать целых три года, давай мы сразу зарежем курицу и достанем из неё золотое яйцо. Да там оно, видно, не одно, может их там штуки три, а то и четыре. Вот и заживем тогда, будет у нас новая хата, земельки купим и кланяться никому не будем.

- Ох, и правда, дедусь, давай зарежем! Зарезали курочку, но ни одного не оказалось в серёдке яичка. Стали опять дед с бабою плакать.

Высунула мышка голову из норы и говорит:

- Не плачь, дед, не плачь, баба, схороните вашу курочку в садике, на перекрёстке, подождите три года, а потом откопаете на том месте клад. Да зарубите себе на носу, чтоб помнить до самой смерти, что всё, чего вы пожелаете, не сразу получается.

Закопала баба курицу возле сада на перекрёстке, как раз возле поросли, воткнула для приметы палку. Ждут год, ждут второй, — не хватает терпенья, захотелось им поскорей выкопать клад. Уже наступил и третий год, а они все ждут. Вот баба и говорит деду:

- А давай мы, дедусь, посмотрим.

- Не спеши, старуха, обождем маленько, тут уже немного осталось. Дольше ждали, теперь меньше осталось ждать.

- Да нет, старый, мы ничего и трогать не будем, мы только посмотрим, наклевывается ли там наш клад.

- Гляди, старуха, чтоб не испортить всё дело.

- Не бойся, дедусь, ничего худого не будет.

Пошли они с заступом в сад. Копали-копали и выкопали целую кучу золотых жуков. Загудели жуки и разлетелись во все стороны.

Так и остались дед с бабою жить в старой хате, не довелось им новой поставить.

А мышка высунула из норы голову и говорит:

- Вы вот старые уже, а глупые. Чего не подождали, пока три года исполнится? Была бы вам большая, куча червонцев, а теперь они все разлетелись.

Если вы хотите найти  другую сказку почитать, смотрите все детские сказки список

VN:F [1.9.8_1114]

Rating: 3.8/5 (48 votes cast)

VN:F [1.9.8_1114]

Rating: -5 (from 39 votes)

Курочка ряба сказка читать, 3.8 out of 5 based on 48 ratings

Читай, это тоже интересно!

skazochnyj-domik.ru

Снесла курочка дедушке яичко… — Lurkmore

Версия-акростих от Доктора Хэви (2:5009/20.9): Семья (муж и жена) жила в деревенском доме. Хорошо жила. Hо была у них проблема — муж во сне ужасно храпел. Его к местным бабкам водили, в город к врачам возили — всё без толку. Стоит мужику заснуть — тут же храпеть начинает. Очень громко. Любила его жена. Разводиться не хотела. А делать нечего — достал её постоянный храп. Как-то раз решили они дома печку переложить и наняли печника. Умный печник попался, опытный. Дело своё знал. Раскурочил он старую печку до последнего кирпичика — старая она была. Отдохнул малость, да за новую печь принялся. Часов шесть работал, устал как собака. Hо только половину печки сложил. Кто-кто, а наша хозяйка не могла гостя без стопки водочки отпустить. А мужа дома не было. Так что сели они за стол вдвоём. Дёрнули. Тут хозяйка и пожаловалась ему на судьбу свою. Ерзал печник на стуле, чесал затылок, да спросил вдруг: — Дорогая хозяюшка, а что, муж твой на спине всегда спит? — Угу, — отвечает та. — Я тебе вот что скажу: только он захрапит, раздвинь ему ноги немного. И храп тут же прекратится. Что-то в этом совете показалось хозяйке странным. Hо решила попробовать. Как только ночью муж захрапел, раздвинула она ему ноги Он моментально храпеть прекратил — как отрезало. Hа следующий день вновь печник пришёл — работу доделать. А хозяйка ему сразу стол накрывает, да поллитру ставит. — Что случилось-то? — печник спрашивает. — Избавитель ты мой! Спас семью нашу, родненький! Слушай, расскажи — в чём секрет? Ты ведь знаешь, я его в город возила — даже там вылечить не смогли! Он и сам своей беде не рад был. А ты вмиг его вылечил — не глядя. Сел печник за стол, выпил, да и говорит: — Hам, печникам, мудрости докторские неведомы. Мы по-своему мыслим. Если ноги сдвинуты, яйца сверху лежат. Стало быть, если раздвинуть их, то упадут яйца. Лежат себе, значица, жопу закрывают. А коли жопа закрыта — тяги нет. Вот и не храпит твой мужик!

lurkmore.to

Сказка – ложь, да в ней намек…

Сказка о Курочке Рябе поражает своей абсурдностью. С одной стороны, по всем признакам, самая древняя архаика, вероятно, древнейшая на Земле сказка. А с другой стороны, как это понимать?

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Снесу вам яичко, не золотое – простое.

Что, простое яичко – равноценная замена золотому, которая должна почему-то утешить деда с бабой? С другой стороны, чего они так горевали, если сами хотели, старались его разбить? Ну, и получили, чего хотели!Чушь какая-то.

Разобраться, используя подобный, извините за выражение, пересказ, невозможно. Чтобы разобраться, нужно обратиться первоисточнику.Всегда говорю и не устану повторять: Читайте первоисточники!

Как же сказка звучала на самом деле?А вот как:

Курочка Ряба (оригинальный текст)

Жили-были дед да баба,У них была курочка ряба.Снесла курочка яичко:Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -Посадила яичко в осиновое дупёлко,В кут - под лавку.Мышка бежала, хвостом вернула,Яичко приломала.Об этом яичке дед стал плакать,Бабка рыдать,Вереи - хохотать,Курицы летать,Ворота скрипеть,Сор под порогом закурился,Двери побутусились, тын рассыпался,Верх на избе зашатался...А курочка ряба им говорит:Дед не плачь, бабка не рыдай,Куры не летайте,Ворота не скрипите, сор под порогомНе закуривайся,Тын не рассыпайся,Верх на избе не шатайся -Снесу вам еще яичко:Пестрó, вострó, костянó, мудренó,Яичко не простое - золотое.

(Кут - ларь, в котором зимой держали кур. Вереи - столбы, на которые навешивались ворота. Побутусились - выпятились, выгнулись. Тын - забор, частокол.)

Вот так раз! Оказывается, все с точностью до наоборот. СНАЧАЛА было простое яичко, а ОБЕЩАНО золотое!Ну, это уже на многое проливает свет.И все же, для того чтобы понять подлинный смысл этой древнейшей, дошедшей от начала времен сказки, нужно внимательно прочитать ее содержание, строчку за строчкой.

Образ Птицы, которая сносит Мировое яйцо, присутствует во многих мифологиях, религиях. Но нас интересует славянская версия, поэтому обратимся к близким ей по духу и происхождению:

1. Финно-угры, чья мифология тесно перекликается со славяно-арийской, сообщают (в эпосе "Калевала"), что утка, "дочь воздушного пространства", зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Эти яйца разбились и из их частей родился мир.

Первоначально вся поверхность нашей планеты была покрыта сушей – изначальным материком. В процессе расширения планеты этот первоматерик – яйцо раскололся, и его части стали нынешними материками, все дальше расходящимися друг от друга (по мере дальнейшего планетарного расширения Земли).

Будем называть этот первоматерик в соответствии с тем как это принято теперь – Гондваной. Только он вовсе не стоял посреди океана, а именно покрывал всю поверхность планеты (что доказано компьютерным моделированием)! Мировой океан возник из недр Земли в процессе расширения – дегидратации, то есть выделения водорода из изначального материала ядра – гидрида железа и соединения его с кислородом. Вот почему яйцо, или изначальный материк-суша был снесен «на воды» - «воды» зарождались внутри планеты!

2. В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма, верховный бог этого мира. В другой ведической версии желток яйца, золотой зародыш - Хираньягарбха является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной.

3. Славяно-арийская, ведическая, а как следствие, индуистская версия вполне логично перекликается с древнеегипетской:

В древнеегипетской космогонии белый гусь "Великий Гоготун", воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра.

Себа, или Сва. В ведической мифологии говорится о Матери Сва, или Матери Славе – породившей этот мир «И вот Матерь Слава бьёт крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне, вся сияя светом» («Велесова книга»).

Ряба, рябая курица, или курица в крапинку, символизировала звездное небо, которое в свою очередь символизировало Матерь Сва или Матерь Славу. «Как в огне, сияя светом», ночное небо выглядит в Арктике, где была древняя Гиперборея, прародина славяно-ариев, во время полярного сияния.

Так что с курочкой рябой все и вполне ясно.

Дед и баба – да, это отдельная тема. Судя по ряду источников, дед – это Сварог, творец и создатель мира (отсюда глагол, воспринимаемый нами как жаргонизм, а на самом деле чрезвычайно древнее слово – сварганить, то есть сотворить; так же как слово «макар» в шакта-йоге означает метод, способ, отсюда русское «таким макаром» - санскрит и русский родственные языки, поскольку индо-арии и славяно-арии некогда в прошлом составляли один народ).

Баба – жена Сварога, или Брахмы, Сарасвати (снова, как и ожидалось, корень Сва) – богиня мудрости в индуизме.

В греческой мифологии, которая по сути представляет собой позднейший пересказ славяно-арийских вед, Афина, богиня мудрости, родится из головы Зевса, будучи таким образом его дочерью. Строго говоря. Мать Сва, тоже не только жена, но и… дочь Сварога. Такой вот божественный инцест, но не будем углубляться.

Тем более что Сва – не только баба, которая «с дедом», но и сама «курочка ряба». Важно другое – яйцо, планета Земля, первоначальный материк раскололся, возникли материки и мировой океан, современный мир. Но возникновение означает и конец, как мы увидим чуть позже.

Что касается родственности и даже отчасти идентичности индуизма и славяно-арийского ведизма, это не требует дополнительных объяснений, по крайне мере, для читателей моего блога. Остальных можно отослать к источникам, коих предостаточно.

Перейдем ко второй части «сказочки».

Яйцо разбивается мышью.

Мышь – изначально хтонический образ, то есть относящийся к подземному, инфернальному царству. Это древнее представление сохранилось в частности в языках, например, geli- (индо-европейск. праязык "мышь") - qela (лидийск. "земля"). В древнеегипетской мифологи мышь - порождение земли.

Итак, хтонические, инфернальные, или адские силы сокрушают яйцо, или жизнь. Наступает апокалипсис. Описание его в сказке о рябее сходно с «Апокалиписом» Иоанна Златоуста: плач людской, дым столбом, ураган, землетрясение.

Есть и другие версии сказки (всего их около 60-ти), мало отличающиеся от оригинала, но с внесением некоторых дополнительных деталей. Например, дуб, сбрасывает листву, сорока ломает ногу, поповская дочка, разбивает ведра, с которыми шла по воду, попадья выбрасывает в окно пироги, поп разрывает священные книги и разбивает себе голову о косяк двери.

Поп – понятие более позднее, восприятие священника как такового. У славяно-ариев священники – волхвы, ведуны, или хранители Вед – священных тестов. Эти священные тексты ведун и разорвал, потому что знание при Конце света не имеет никакого значения. И разбил себе голову – материальное вместилище разума. Но душа-то ведь не умерла, как и знание не может умереть. И за концом мира следует начало мира нового!

Вот тут становится чрезвычайно интересна подробность: «вереи хохочут». А чего это столбы собственно хохочут? Вокруг смерть, разрушение, ужас, а им смешно?

Мы знаем, что древние славяне сжигали покойников и при этом хохотали. Ибн Руста Абу Али Ахмед ибн Омар пишет в книге "Дорогие ценности" (9 век н.э.):

«Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут.Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают.При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость».

Почему или зачем они смеялись?

Также и Страбон сообщал о египтянах, которые хоронили своих мертвецов под громкий хохот.

Я не очень люблю В.Я. Проппа, но в деталях он иногда полезен. Так вот Пропп считал, что смех у древних при смерти и при убийстве означал предстоящее новое рождение.

"Смех при убивании превращает смерть в новое рождение, уничтожает убийство. Тем самым этот смех есть акт благочестия, превращающий смерть в новое рождение" (Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993.).

То есть смех – это способ начинания или зачатия новой жизни через смерть.

Таким образом, хохот – символ воссоздания жизни через смерть.

Теперь понятно, что хохот верей – это предвестие новой жизни через смерть и разрушение этого мира.

Вот почему смеются столбы.

Не будем углубляться в тему столбов, известно насколько символичен образ столба во всех мифологиях и в первую очередь в славяно-арийской и индо-арийской, тут и связующее звено между небом и землей и путь восхождения, и даже фаллический символ. Шива, мировая энергия, создание-разрушение миров. Столб – это ось земли, которая находится на Северном Полюсе («трутся спиной медведи о земную ось») и на котором восседает Кот-Баюн, он же Мировое Древо (у Пушкина кот ученый ходит по древу, по цепи, только у него направо-налево, а в славяно-арийской мифологии вверх-вниз).

Все это отдельная большая тема. Сейчас главное – смех при гибели мира, а значит, предвестие нового мира и новой жизни.

При этом ворота скрипят, верх на избе зашатался, тын рассыпался – все ясно указывает на ураганный порыв ветра. И этот ветер наполняет избу, важная подробность – «двери побутусились», то есть раздались, выгнулись наружу, дом наполнился ветром.

Ветер оплодотворяет курочку рябу, как он является оплодотворяющим началом в главных мифологиях (отсюда «ветром надуло» о непонятной беременности). Это беременность новым миром.

Почувствовав это, курочка ряба успокаивает всех: будет новый мир, лучше прежнего, не дрянной, а золотой.

Согласно индуизму, четыре эпохи, или Юги - Сатья Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга составляют Манвантарный цикл (Махаюга или Чатурвь-юга).Мы живем в эпоху Кали-Юга, которая началась в 3012 г. до н.э. и продлится еще долго.

Кали Юга соответствует Железному веку, это эпоха глобальной деградации, когда добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают.

Вот описания Кали-Юги в индуизме:

«Нормы законности и справедливости в отношенияхмежду людьми будут устанавливаться тем, кто сильнее.

Алчные и безжалостные правители будут вести себя нелучше обычных воров».

(Шримад Бхагаватам)

«Когда наступает век Кали, на Земле воцаряется обман,ложь, лень, сонливость, насилие, подавленность, скорбь,замешательство, страх и бедность.

Люди не будут считать зазорным зарабатывать на жизньлюбыми отвратительными способами, даже если для этогоне будет никакой веской причины.

Мужчины в Кали-югу будут совершенно жалкими созданиями,находящимися под властью женщин.

Бескультурные люди будут от имени Бога собиратьмилостыню и зарабатывать себе на жизнь, просто рядясь водежды монахов и играя в показную отреченность.

(Бхуми-Гита)

«В Кали-югу преобладает на три четверти беззаконие».

(Махабхарата)

"Нисходящее движение проявления», Кали Юга - конец Манвантарного цикла (Чатурвь-юги), когда "искра бытия" исчерпывается, выветривается и возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис.

За апокалипсисом следует новый цикл, мир переходит в новую Золотую Эру, называемую в индуизме Сатья Югой. Золотое яйцо, обещанное курочкой рябой, и является этой эпохой, «золотым веком»», когда люди вновь будут жить в согласии с Троицей Богов (Отец-Сын-Святой Дух в христианстве, Брахма-Вишну-Шива в индуизме, Троебожие в славяно-арийских ведах) и в гармонии природой.

Итак, становится понятным смысл сказки «о курочке рябе»:

Курочка Ряба снесла яйцо, то есть мир в четвертую, нынешнюю, Железную эпоху. Хтоническое, инфернальное начало Мышь разбивает или надтрескивает («приломает») это яйцо, таким образом, завершая Кали Югу (параллельный смысл – создавая населенный человечеством мир, расколовшийся на части первоматерик и мировой океан). В итоге наступает конец света, мир гибнет. Однако хаос является началом новой Золотой эпохи, Сатья Юги, новым миром и новым циклом Манвантары.

Вот так. Сказка о курочке рябе – это и рассказ о начале мира (расколе первоматерика) и пророчество о конце Железной Эры (окончании Кали-Юги) и наступлении нового «золотого века».

То есть собственно, сказ о курочке рябе – это и пророчество о конце этого мира и конце Кали- Юги, и сообщение о сотворении мира, расколе первоматерика, образовании материков и Мирового океана в процессе расширения планеты (дегидратации планетарного ядра). В первом случае золотое яйцо – это новая эпоха, Золотой Век. Во втором – сама жизнь, пришедшая на безжизненную, но «целую» планету.

Смысл глубинный, мудрость вековая, идущая от начала времен – вот что такое эта сказка. Почему ж ее так исказили, зачем и когда, урезали до двух предложений, да еще и вывернули наизнанку, превратив в абсурд?

Глупо, да, странно, что мы так мало знаем о религии, истории и философии своих предков, между тем история Руси началась вовсе не с Крещения, а минимум за несколько тысячелетий до этого события. И какие только глубины знаний не скрываются в этой истории. А может затем и скрываются, чтобы мы их искали?

Ну, будь сказка о курочке рябе хоть сколько-нибудь логичной, пусть даже и примитивной, разве кто-нибудь стал искать ее смысл?

i-sergeev.livejournal.com

Реалистичное объяснение сказки "Курочка ряба"

Жили-были дед да баба.Была у них курочка ряба.Снесла курочка яичко, не простое - золотое.Дед бил, бил - не разбил.Баба била, била - не разбила.Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!

На первый взгляд сказка выглядит удивительно нелогичной. Дед с бабой хотели разбить яичко, мышка сделала ровно это, так почему они теперь плачут?

Я когда-то ещё будучи в школе ответил на этот вопрос так: они же не просто так его били, лишь бы разбить - они его съесть хотели - омлет сварить или испечь чего-нибудь, и били его над тарелкой. Разбилось же оно на полу, не будут же они с пола его собирать!

Но и это объяснение, увы, несостоятельно. В такой ситуации курочка должна была пообещать снести ещё одно золотое яичко, взамен утраченного, так почему она пытается утешить их простым? Да и почему вообще деду с бабой так уж хотелось попробовать золотое яйцо на вкус, разве не лучше было бы попытаться его продать целым, как какое-нибудь фаберже?

В интернете и в литературе можно найти огромный ворох интерпретаций этой сказки, начиная от отсылок к мифологии и к православию (дед с бабой - Адам и Ева, золотое яичко - рай, мышка с длинным хвостиком - змей-искуситель, а простое яйцо - жизнь земная), и с психоанализом, и с семантикой и семиотикой, тысячи их.

Я сейчас предложу свою версию, которую вроде бы нигде не встречал. В ней не будет никакого символизма, мы просто попытаемся взглянуть на знакомую сказку глазами деда с бабой, а не "всезнающего" автора-сказочника...

Дед с бабой обнаруживают, что курочка Ряба снесла яйцо странного золотистого цвета вместо обычного белого. Они слышали сказки о курице, несущей золотые яйца - может это ОНА? Но есть объяснение и более обыденное - у курицы серьёзное физиологическое расстройство, что проявилось в цвете скорлупы.

Наверное, дед с бабой мало верят в то, что курица могла снести золотое яйцо - но ВДРУГ!? Надо бы проверить. На ощупь яйцо холодное, как будто действительно металлическое. Но у них там холодно, это еще не показатель. Как ещё понять, из чего оно сделано? По весу - ненадёжно, мы же не знаем, какой толщины скорлупа! Об электрическом токе они слыхать не слыхивали, поэтому пришли к самому простому и незамысловатому способу проверки - надо стукнуть по нему!

Золото - металл мягкий, пластичный, если по нему ударить, останется вмятина, и уж никоим образом золотое яйцо не может разбиться, золото - это не чугуний и не закалённая сталь и не стекло! И вот дед с бабой начинают эксперимент. Тут стукнуть бы им посильней, но жалко - всё-таки красивая вещь, хочется если и ставить вмятину, то совсем маленькую. Поэтому бьют они несильно. Наверное, сюда же добавляется и желание оттянуть страшный момент, ведь в глубине души они догадываются, что яйцо вовсе не является золотым, но пока ещё остаётся надежда на это. Вдруг оно действительно золотое - тогда им обеспечена безбедная старость, можно по миру покататься, детишкам дом построить. Понятное дело, что яйцо они не разбивают.

Но тут прибегает мышка, роняет яйцо на пол, и оно разбивается. Как и ожидалось, оно вовсе не является золотым, обыкновенное куриное яйцо, только странной окраски. Только-только затеплившиеся надежды рушатся в тот же миг, и к тому же страшно становится за курочку и за самих себя - может она помирать собралась, а яйца её тоже в себе какой токсин содержат? Надо курочку к ветеринару везти, а это за сто вёрст, да и ветеринар тот ещё фрукт - обзовёт их идиотами, начнёт курицу мучать в хвост и в гриву, анализы крови там, биопсию, и заключит наконец - проживёт ваша курица ещё два месяца. Вот что навалилось на стариков, когда они увидели, как яичко упало и разбилось - тут кто хочешь зарыдает.

В такой трактовке становится понятно, почему курочка утешила их, сказав что снесет простое яйцо - это значит, что она не больна. Да, чего-то не то съела, плохо себя чувствовала, снесла странное яйцо, но всё в прошлом - она пошла на поправку и будет исправно нести им вкусные, не отравленные тяжелыми металлами яйца.

nabbla1.livejournal.com

КУРОЧКА РЯБА, или Миф о яйце

КУРОЧКА РЯБА,

или

Миф о яйце

ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД И БАБА.

И БЫЛА У НИХ КУРОЧКА РЯБА.

Это тоже одна из первых наших сказок. Неужто и она имеет свое особое значение?

А вы как думаете?

Подскажу сразу: тут возможны два полярных варианта. Если вы точно знаете, что никаких тайн ни в сказках, ни в литературе, ни вообще в самой жизни нет, а есть простая формула «имеем деньги – имеем все», то тогда никаких секретов и символов вы ни в чем не найдете. Да они вам и не нужны – жизнь проста, как две копейки. И не стоит ее усложнять. Какие еще тайны?! Сказки рассказывают глупые старики, чтобы заставить не менее глупых детишек поскорее заснуть. А дети ни в какие слова вообще не вслушиваются. Мало ли что там старики бубнят…

Но есть и второй тип людей. Именно тот, кто принадлежал к нему, и сочинил когда-то и «Курочку Рябу», и «Колобок», и «Репку». Так неужто он сочинил свою «Курочку» только по дурости, возникающей в стариковской головушке?! Да ничуть не бывало! Опять же не таилось бы в сказке умной мысли – позабылась бы она быстро. Особенно такая крохотная, как «Курочка Ряба». Значит, есть и здесь особый смысл. Но какой?

А давайте спросим детей. Конечно, не годовалых, которые впервые слышат эту сказку, а постарше. Итак, что думают дети?

«Дед с бабой есть хотели. Но золотые яйца не едят. А когда мышка разбила это несъедобное яйцо, курочка снесла настоящее – съедобное» (Денис, 3,5 года).

То есть ребенок почувствовал в сказке мудрую мысль: золотом сыт не будешь.

«Простых яиц много. А этим деду с бабкой курочка золотое снесла. А они не уберегли» (Саша, 4 года).

Здесь ребенок увидел, что дед с бабой, получив ОСОБЕННУЮ вещь, не сумели ею воспользоваться.

«Дед и баба глупые. Золотое яичко надо было продать и жить припеваючи» (Зиночка, 5 лет).

А это уже восприятие современного ребенка эпохи тотального обогащения. Ребенка, который уже с младых лет понимает, что такое «купи-продай».

И заметьте, что странно: обычно дети сочувствуют героям. А тут – и яичко разбилось, и дед плачет, и баба плачет, и курочка кудахчет – просто всемирные поминки – и. никто не сочувствует. Почему?!

А не потому ли, что дети интуитивно чувствуют, что все эти рыдания не всерьез? И весь переполох какой-то надуманный. Вот только зачем? Стоит честно признаться, дети об этом не задумываются. Курочка же пообещала снести новое яичко – вот все и успокоятся. Хеппи-энд!

Задумываться над глубинным содержанием «Курочки Рябы» начинают уже во взрослом возрасте. Первое, что бросается в глаза, – символ яйца. Конечно же это символ того Первояйца, мирового начала, который упоминается практически в мифах всех народов планеты. Яйцо – символ Солнца, новой, нарождающейся жизни, скрытой до поры до времени скорлупой, символ освобождения из темницы. Да чего только не символ?! Вот и в нашей сказке яйцо – первооснова всего действия. Не было б его – и сказки бы не было.

Ну а сами дед с бабой? Мы же помним, что вообще-то это прародители человечества. Вот только какие-то они уж больно приземленные. И поведение у них странное: сначала сами били-били яичко, а когда мышка им помогла – зарыдали над разбитым яйцом в голос.

А мышка – это что за символ – плохой или хороший? Вроде ведь помогла – разбила. Но ведь и уничтожила яйцо – кто ж его с пола собирать-то будет?

Внимание!

Это вам ничего не напоминает?

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая собрать!

Это стихотворение Самуила Яковлевича Маршака, блестящего поэта и сказочника, – перевод стихов о Хампти Дампти, герое «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. Мудрейший Маршак перевел английское прозвище Хампти Дампти именно как Шалтай-Болтай. Ну а уж Шалтай-Болтай-то – ясно, сырое яйцо, которое болтается и шатается в своей скорлупе. Ну а если потрясти яйцо и прислушаться, то можно услышать, как яйцо там еще и болтает вовсю о чем-то своем. Только вот если уж оно разобьется, то действительно «вся королевская конница и вся королевская рать» (не то что дед с бабой!) не смогут яичко собрать – вернуть его в первоначальное состояние.

О чем говорят эти сравнения? О том, что не только в русской сказке есть образ яйца, разбившегося вмиг и уже непоправимо, но этот образ есть и у других народов – например, у жителей Великобритании.

Итак, что упало – то пропало. Разбившееся яйцо не соберешь и не склеишь. Но есть же курочка Ряба – снесет новое. А впрочем, она-то сама, заглавная героиня сказки, кто такая?

Ряба – понятно, рябая. В старину рябыми называли тех, у кого на теле или лице были разноцветные рябины-оспины. Ряба в данном случае – обозначение особой раскраски перышек. Когда перышки были пестрыми (разноцветными), курочку называли пеструшкой, или, иначе, рябушкой. Ну а домашние животные, имевшие разноцветный окрас, считались особенными – приносящими хозяину удачу и благополучие. Вспомним, что до сих пор трехцветную кошку берут в дом «на удачу».

Для особо продвинутых взрослых

Те, кто увлекается старинными культурами или верованиями, вполне могут вспомнить…

Древний Египет. Ведь первый слог имени нашей сказочной курочки Рябы – Ра. А это, как известно, имя бога Солнца. То есть наша курочка – солнечная, отсюда и волшебное, золотое яичко. Ну а Ба – это одно из названий души. И изображалась Ба именно в виде птицы.

Словом, не проста была наша Ряба – из волшебной стаи. Конечно, кому-то проще посчитать ее просто безмозглой курицей, снесшей по дурости непробиваемое яичко. Но ведь есть же пытливые натуры, которым интересно узнать что-то потаенное, что спрятано в старой сказке.

Душа в представлении древних египтян

Итак, что же получается? Волшебная птица снесла для хозяев золотое яичко. Тут дело явно не в цене золота, а в том, что именно этот металл издавна считался у всех народов волшебным, мистическим символом Солнца, радости, удачи. Вот только земные дед с бабой не поняли, что яичко волшебное, особенное. Решили им полакомиться. А для этого надо разбить. То есть они решили разбить символ своей удачи. Вот уж действительно глупые люди. Но, видно, умная курочка постаралась на славу – не билось яйцо-то. Да только прибежала невесть откуда – из подпола понятно (то есть из подземного царства) – шустрая мышка. С одной стороны, хотела она помочь своим хозяевам, ведь в их подполе живет. С другой – не хотела, чтобы яйцо удачи досталось людям. И так ведь у этих людишек есть и дом, и подпол, и сыр часто водится. Вот и разбила яйцо – то ли чтобы подсобить, то ли из вредности-зависти. Не ясно.

Зато ясно вот что. Как часто человек прикладывает массу напрасных усилий для достижения результата, а тут вдруг прибежит какая-то «серая мышка» – раз – и готово! Оказывается, даже малое усилие может принести огромный результат.

С другой стороны, все равно ни дед, ни баба не знали, что делать с золотым яичком. Они только и смогли додуматься до привычного действия: если яйцо, значит, надо съесть. Но с волшебным яичком надо было поступить как-то по-иному. И каков вывод? Прост: тому, кто не знает, как пользоваться особой вещью, не нужно ее давать. Вот мышка и разбила золотой символ. А курочка усмехнулась и пообещала снести простое яйцо, не золотое. Ну не нужно волшебство этим героям. Вот и будет – каждому свое.

Не потому ли никто из слушателей не сочувствовал деду с бабкой? Даже дети интуитивно понимали, что не достойны они золотого яйца. Есть люди волшебства, а есть люди буден. Будничная бабка станет варить или жарить яйца. Бабушка же волшебница станет рассказывать внукам сказки.

Только для взрослых

А теперь вспомним, что у традиционного текста «Курочки Рябы» есть и варианты. Они даны в сборниках «Народных русских сказок» нашего великого собирателя Александра Николаевича Афанасьева. Они начали издаваться с 1855 года. Конечно, братья Гримм записали немецкие сказки почти на полвека раньше. Но Афанасьев проделал работу более кропотливую, детальную. Вот и для сказок о курочке Рябе Афанасьев записал несколько вариантов. В одном из них все то же, за одним исключением – там нет золотого яйца. Оно изначально простое и разбивается мышкой. И вот это простое деревенское событие перерастает в светопреставление. Дед с бабкой начинают рыдать, внучка их до того впадает в уныние, что. лезет в петлю. Когда же деревенские жители узнают об этом страшном событии, то бегут в церковь. Куда ж еще?! Да только пришедший в ужас дьячок, вместо того чтобы созвать народ колокольным звоном, разбил колокола, а поп, нет чтобы открыть священные книги, порвал их в хлам.

То есть простейшее, пустяковое действие вызывает в деревне совершенно неадекватное нагромождение действительно трагических событий. И данный вариант сказки походит на многие классические европейские сказки типа немецкой «Умной Эльзы». Там героиня, разбив кувшин, начинает представлять, какие ужасные события могут потом из-за этого произойти, и кидается топиться. То есть в нашей «Курочке Рябе» есть еще и корни эдакого черного народного юмора-предостережения, когда рассказывается о том, как совершенно ничтожное событие может разрастись до глобальных масштабов.

Так что же такое эта парадоксальная сказка? Правильно – парадокс с абсурдом! И если, например, у англичан парадоксальных сказок куча, то у нас, кроме «Курочки Рябы», и сыскать-то трудно. Ну в таком рассказе нельзя же всерьез воспринимать деда с бабкой, которые сначала остервенело бьют яйцо, а когда оно наконец разбивается, рыдают взахлеб. Отчего? Ведь их желание исполнилось и радоваться надо. А уж если они расстроились, почему не накинулись на мышку, оставившую их без любимой игрушки? А как отнестись к курочке, которая спокойно наблюдает, как глупые люди лупят ее яйцо? А ведь она не бессловесная тварь, а сказочная птица Солнца? Ну как все это воспринять, если не театром абсурда?! Ну а если вспомнить вариант Афанасьева – то абсурда еще и трагического пополам с черным юмором?

Вот только если на минуту предположить, что именно для того, чтобы ребенок услышал об абсурде жизни еще в самом младенческом возрасте, и написана эта сказка, то все встанет на свои места.

Знакомься, дражайшее дитятко! Это тот самый мир абсурда, парадокса и глупости, в который ты имел честь попасть. Счастливого пути. И не забывай «Курочку Рябу».

Загадка для особо продвинутых

В конце XIX века существовала такая трактовка сказки. Курочка признавалась хранительницей деревенской жизни. Дед и баба – он и она – семейной парой. А яичко олицетворяло их семейный лад и любовь. Конечно, как все люди, он и она часто спорили. Каждый из них «бил» яичко – сначала дед хотел свой верх показать, потом – баба. Но сколь они ни ссорились, лад в их семье сохранялся, яичко не билось.

Но, как на грех, прибежала мышь-сплетница, злобная наветчица. И всего-то хвостом вильнула, но лад в семье вмиг разбила. Вот и плачут дед с бабой. Но ведь курочка-то кудахчет: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое – не золотое, а простое!» То есть прежнего лада (золотого) в семье уже не будет, порушилась большая золотая любовь – и все из-за мелкой и злобной клеветы. Но «простой» лад останется – помирятся дед и баба.

Для особо вдумывающихся

Лежит на столе маленькое яйцо. Что делать с ним – неведомо. Мышка прибежала, хвостиком махнула, красным глазом мигнула. Яичко повернулось, и… целый мир открылся.

О чем речь?

О компьютерной мышке. Яичко-то круглое колышется внутри ее.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Курочка Ряба. Русская народная сказка

Русская народная сказка

Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко - пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил - не разбил, баба била - не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

- О чем вы плачете?

- Как нам не плакать! - отвечают дед да баба. - Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко - пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил - не разбил, баба била - не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

- Ах, матушка! - говорят они попадье. - Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко - пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил - не разбил, баба била - не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

- Ах, батюшка! - сказывает ему попадья. - Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко - пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил - не разбил, баба била - не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

lukoshko.net

Курочка Ряба, оригинал сказки и её значение...

Начало не моё, слизано у подружки Бэбиружки...

Курочка Ряба, оригинал сказки и её значение...

Все мы читаем сказку «Курочка Ряба» детям в обработке Успенского:

Обрезанный-переписанный вариант сказки «Курочка» — «Курочка Ряба»Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.Снесла курочка Ряба яичко, да не простое яичко — золотое.Дед бил яичко — не разбил.Баба била яичко — не разбила.А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.Плачет дед, плачет баба, а курочка Ряба им куд-кудахчет:— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу я вам новое яичко, но не золотое, а простое!

Но мало кто знает, как она выглядит в оригинале. Текст может вызвать некоторое недоумение и может даже шок. Потому что дед с бабой не собирались разбивать яйцо, а поставили его в кут, чтобы курица его высидела, но из-за мышки яйцо чуть треснуло (не разбилось), но даже из-за этого происходит катастрофа: вода стала кровью, поп и дочка покончили жизнь самоубийством, все побросали свои дела начали убиваться с горя.

Из Википедии: Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное»)[9] и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.

Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.

По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхнний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном.[10]----

Теперь народные версии сказки

«Курочка», А. Афанасьева, из сборника «Народные Русские сказки» №70-71

№70Жили-были старик со старухою. И была у них курочка-татарушка.Снесла курочка-татарушка яичко в куте под окошком — яичко: пестро, востро, костяно, мудрено!Положила баба яичко на полочку.Мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Идет мимо просвирня и спрашивает деда с бабой: «От чего вы так плачите?»Дед с бабой ей и отвечают: «Как нам просвирня не плакать? Снесла курочка-татарушка яичко в куте под окошком — яичко: пестро, востро, костяно, мудрено!Положила баба яичко на полочку.Мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.»Просвирня как услыхала про такое горе — все просвиры изломала и побросала.

Подходит к просвирни дьячок и спрашивает её: «Зачем ты все просвиры изломала и побросала?»Просвирня ему и пересказала все горе: «Шла я мимо деда с бабой. Снесла у них курочка-татарушка яичко в куте под окошком — яичко: пестро, востро, костяно, мудрено!Положила баба яичко на полочку.Мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась».Дьячок как услыхал про такое горе — побежал на колокольню и перебил все колокола.

Идет мимо поп и спрашивает дьячка: «Зачем ты колокола перебил?» Дьячок пересказал все горе попу: «Шёл я мимо просвирни. Просвирня была у деда с бабой. Снесла у них курочка-татарушка яичко в куте под окошком — яичко: пестро, востро, костяно, мудрено!Положила баба яичко на полочку.Мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась».Поп как услыхал про такое горе — побежал, все книги изорвал!----

№71Как у нашей бабушки в задворенке была курочка-рябушечка.Посадила курочка яичушко, с полки на полку, с осиновое дупёлко, в кут под лавку.Мышка бежала, хвостом вернула — яичко приломала!Об этом яичке строй нищих и калек стал плакать, баба рыдать, вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть.Сор под порогом закурился, двери побутусились, тын рассыпался.

Поповы дочери шли с водою, увидали какое горе случилось — ушат приломали, попадье сказали: «Ничего ты не знаешь, матушка! Ведь у бабушки в задворенке была курочка-рябушечка. Посадила курочка яичушко, с полки на полку, в осиновое дупёлко, в кут под лавку. Мышка бежала, Хвостом вернула — Яичко приломала! Об этом яичке строй нищих и калек стал плакать, баба рыдать, вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом закурился, двери побутусились, тын рассыпался. Мы шли с водою — ушат приломали!»Попадья квашню месила — все тесто по полу разметала.Пошла попадья в церковь, попу сказала: «Ничего ты поп не знаешь… Ведь у бабушки в задворенке была курочка-рябушечка. Посадила курочка яичушко, с полки на полку, в осиновое дупёлко, в кут под лавку. Мышка бежала, Хвостом вернула — Яичко приломала! Об этом яичке строй нищих и калек стал плакать, баба рыдать, вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом закурился, двери побутусились, тын рассыпался. Наши дочери шли с водой — ушат приломали, мне сказали. Я тесто месила — все тесто разметала!»Поп стал книгу рвать — всю по полу разметал!----

«Дорогое яичко», Сказки Саратовской области. Саратов, 1937.

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал.

Попова дочь за водой пошла, увидала горе великое, ведра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко.

Поп идет: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, ведра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!----

«Про курочку рябу», Манжура И. И. Сказки, пословицы и т. п. записанные в Екатеринославской и Харьковской губ. Сборник Харьковского филологического общества. Т. 3, вып. 2 Харьков. 1890

Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Стоит дуб. «Двери, двери, що вы рыпите? «Поспускай гилля, так скажу. Дуб и поспускав гилля… «Як же, кажуть, нам не рыпыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Иде баран воды пыты: «Дубе, дубе, що ты гилля поспускав?» « Збый соби рогы, так скажу. Вин взяв и позбывав. «Як же мени не поспускаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв. Прийшов баран до рички. «Баран, баран, щ ты рогы позбывав? «А стань кривяною, так скажу. Ричка кривяною стала. «Як же мени рогы не позбываты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче.

Соломь яни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Ричка кривяною стала. Приходе до рички попова дивка тарилок баныты: «Ричка, ричка, чого ты кривяною стала?» «А побый отту посуду, так скажу. Дивка и побыла. «Як же, каже, мени кривяною не статы: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Прийшла дивка до дому, а попадя саме дижу ученила. «Чого ты, пыта, посуду побыла? А поразкыдайте цю розчыну по хати, так скажу. Поразкыдала попаддя розчыну, дивка и каже: «Як же мени не побыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Попаддя розчыну по хати поразкыдала. Приходе пип: «Що це ты наробыла? «А одриж косу, так скажу. Пип узяв, так и одризав. «Як же мени не розкыдаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив — не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Матушка розчыну по хати порозкыдала. Пип косу одризав.----

«Дид и Баба», М. Борисполь, Переяславского у., Полтавской губ. Чубинский. Труды этнографически-статистической экспедиции в Зап.-Руск. край. М-лы и исл-ия, собранные Чубинским. Т.2 Малорусская сказка. СПб. 1878 отд. 1, 2Полтавская обл.

Був соби дид и бабаМали соби курочку рябушечку.Курочка яечко знесла,Баба хижу мила,Яечко разбила.Дид плаче, баба плаче,Ворота скрипять,Сорока стрекоче.Полетила сорока, сила на дубочку. Питае дуб сороки: «Чого ты стрекочешь?», «Ей дубе, дубе. Коли б ты знав, то б и листья поопускав. Дуб листье попускав».Був соби дид и бабаМали соби курочку рябушечку.Курочка яечко знесла,Баба хижу мила,Яечко разбила.Дид плаче, баба плаче,Ворота скрипять,Сорока стрекочеДуб листье поопускав.Прийшов бычок. Бычок питае: «Чого ты листья поопускав?» «Як бы ты знав, то ты б и рыужки позбывав».Був соби дид и бабаМали соби курочку рябушечку.Курочка яечко знесла,Баба хижу мила,Яечко разбила.Дид плаче, баба плаче,Ворота скрипять,Сорока стрекоче.Дуб листье поопускав,бычок рыужки позбывав.Пошел бычок до воды. Вода питае: «Чого ты рыужки позбивав?» «Ей водо, водо, як бы ты знала, то ты б кровавою стала».Був соби дид и бабаМали соби курочку рябушечку.Курочка яечко знесла,Баба хижу мила,Яечко разбила.Дид плаче, баба плаче,Ворота скрипять,Сорока стрекоче.Дуб листье поопускав,Бычок рыужки позбывав.Вода кровью стала.Прийшла наймичка попова по воду: «Водо, водо, чого ты кровью стала?» «Дивко, дивко, як бы ты знала, то ты б и видра побыла».Був соби дид и бабаМали соби курочку рябушечку.Курочка яечко знесла,Баба хижу мила,Яечко разбила.Дид плаче, баба плаче,Ворота скрипять,Сорока стрекоче.Дуб листье поопускав,Бычок рыужки позбывав. Вода кровью стала. Наймичка видра побыла.Пришла наймичка до дому. Пыуп питае: «На що ты видра побыла?» «Ей попе, попе, як бы ты знав, то ты б усе з церквы повыкидав».Був соби дид и бабаМали соби курочку рябушечку.Курочка яечко знесла,Баба хижу мила,Яечко разбила.Дид плаче, баба плаче,Ворота скрипять,Сорока стрекоче.Дуб листье поопускав,Бычок рыужки позбывав.Вода кровью стала.Наймичка видра побыла.Пыуп усе з церкви повыкидав.Прийшов пыуп до поподди. Поподдя пытае: «Попе, попе, на що ты з церквы повыкыдав?» «Ой попаддя, попадя, як бы ты знала, то ты б проскуры повыкидав».Був соби дид и бабаМали соби курочку рябушечку.Курочка яечко знесла,Баба хижу мила,Яечко разбила.Дид плаче, баба плаче,Ворота скрипять,Сорока стрекоче.Дуб листье поопускав, Бычок рыужки позбывав.Вода кровью стала. Наймичка видра побыла.Пыуп усе з церкви повыкидав.Попаддя проскурыц повыкидав.----

Разберём привычную укороченную сказку по образам…

Жили-были дед да баба (образ человека – мужчины и женщины).И была у них курочка Ряба (образ Высшей непознанной Силы).Снесла курочка Ряба яичко золотое (образ земной жизни человека).Дед бил-бил яичко, не разбил. Баба била-била яичко, не разбила (образ проживания своей жизни человеком: труд, болезни… — обычное житиё человека).Положили яичко на полку (образ наступившей старости и немощности пожилого человека).Бежала мимо мышка (образ приходящей Богини смерти за духом пожилого человека).Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось (образ наступления смерти — Богиня смерти прервала земную жизнь человека и забрала его дух).Дед плачет. Баба плачет (образ человеческого страха перед неизвестностью после смерти).А курочка Ряба кут-кудахчет: не плачь дед, не плачь баба. Я вам снесу новое яичко, но не золотое, а простое (обещание Высшей Силы человеку вечной жизни после смерти, что смерть это далеком не конец...).

Отсюда и выходит, что то золотое яичко из-за которого все рыдали, внучка удавилась, дуб с себя листочки посшибал, и т. д. это драгоценная земная жизнь каждого человека, ибо пока мы живы, мы можем всё, а там, мы всего лишь духи.

* Обратите внимание, я сказала не душа, а именно дух! Ибо человек это дух живущий в теле, а душа это обитель духа, т. е. местечко в которое помещён дух, — вспоминайте нашу русскую матрёшку: самая большая матрёшка — аура человека; меньшая матрёшка — биополе человека; меньшая матрёшка — физическое тело человека; ещё меньше матрёшка — астральное тело; ещё меньше — ментальное тело; ещё меньше — душа; и самая маленькая матрёшка — дух. Наши предки при помощи матрёшки объясняли своим детям конституцию строения человеческой сущности.

Другая интерпретация укороченного варианта сказки сказки...

Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».

Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость, которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмёшь.

Простое яичко — это простая информация. Т. е. поскольку дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости, курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т. е. даст им простую информацию.

Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»…, и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.

Ну а смысл сказки полного варианта «Курочка», думаю объяснять не надо, и так ясно… ))

* На сказку «Курочка Ряба» существует до 50 интерпретаций.----

www.baby.ru