Почему красят яйца на Пасху: история традиции. Первое пасхальное яйцо


Почему красят яйца на Пасху: история традиции

Светлое Воскресение Христово в 2018 году православные христиане по всему миру будут праздновать 8 апреля, последние дни перед Пасхой люди готовятся встретить великий праздник - пекут куличи и красят яйца.

Пасхальное яйцо — символ весеннего праздника наряду с куличом и творожной пасхой. Эти яркие символы Светлого Воскресения Христова известны каждому человеку с детства, но возможно не все знают, почему на Пасху красят яйца.

Версий и объяснений много — начиная от красивой легенды и заканчивая бытовой необходимостью. Sputnik Грузия расскажет вам о наиболее распространенных из них.

Легенды, версии, предположения

Яйцо символизирует жизнь, возрождение, а традиция красить яйца на Пасху уходит корнями в глубокую древность. Первые упоминания о крашеных яйцах встречаются в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Декоративные пасхальные яйца. Сувениры к Пасхе

Согласно рукописи, после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: "Христос Воскресе!".

Но ответ на вопрос, когда и почему стали красить яйца все еще покрыто завесой тайны.

Легенда гласит, что первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию, чтобы возвестить о чудесном воскрешении Иисуса Христа.

По древнему обычаю императору подносили дары, и Мария Магдалина принесла Тиберию в дар куриное яйцо со словами: "Христос Воскресе!". Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным.

И как только последнее слово слетело с его губ, свершилось чудо — куриное яйцо, принесенное Марией стало совершенно красным. Красный цвет – символизирует кровь, пролитую на кресте Иисусом.

По другому преданию – началу традиции красить яйца положила Дева Мария, которая раскрашивала яйца, чтобы развлечь Иисуса Христа, когда он был еще младенцем.

С давних пор считается, что именно пасхальное освященное яйцо должно быть первой едой после 40-дневного поста. Поэтому одно из простых и жизненных объяснений тоже имеет право на существование.

© video: Sputnik . Stringer

Вкусные рецепты: как приготовить творожный кулич на Пасху

В частности, в пост верующие ограничивают себя в еде и не употребляют мясомолочные продукты. Данный факт не отразился на курицах, и они по привычке продолжали нести яйца. Чтобы сберечь яйца от порчи, их отваривали, а вовремя варки добавляли различные красители, чтобы впоследствии отличить вареное яйцо от сырого.

Также есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы, поэтому в обычаях и верованиях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

© photo: Sputnik / Михаил Мордасов

Яйца красят в луковой шелухе к празднику Пасхи.

Возможно, традиция красить яйца на Пасху появилась и закрепилась как совокупность нескольких выше изложенных версий. Но в любом случае, раскрашенное пасхальное яйцо очень красиво, полезно, и является неотъемлемой частью праздника.

Первоначально цвет был только красным, символизирующим кровь Христа. А самые распространенные красители для окрашивания яиц, естественно были легкодоступные такие как луковая шелуха, кора вишни, свекла и так далее.

В Грузии издавна красят яйца корнями лекарственного растения Марены красильной (Rubia tinctorum), которые в простонародье называют "эндро".

Со временем яйца стали красить и в другие цвета, применяя природные или пищевые красители. А куриные яйца стали заменять деревянными, шоколадными или выполненными из драгоценных металлов и камней.

Цвет яйца зависит от того, чем его окрашивают, причем сам цвет также имеет значение: красный — царственный цвет, напоминает о любви Божьей к человеческому роду, а голубой — цвет Пресвятой Девы, он ассоциируется с добротой, надеждой, любовью к ближнему.

Белый – райский цвет и символизирует чистоту и духовность, а желтый, как и оранжевый и золотой, символизирует богатство и достаток. Зеленый, как слияние голубого и желтого цветов, означает благосостояние и возрождение.

Разноцветные и расписные яйца дарят веселое настроение и являются основой пасхальных игр. Играть в игры, связанные с пасхальными яйцами, любят все, особенно дети. Самые известные из игр — катание яиц и битье яйцами.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

sputnik-georgia.ru

Клим Подкова: Легенда о первом пасхальном яйце

Пасхальные яйца

Пока еще продолжается Великий Пост, но всё же неизбежно приближается светлый праздник Пасхи. Для каждого православного христианина это один из самых, если не самый важный, праздник, связанный с именем Христа. В связи с этим хочется подробно рассказать моим читателям о главном символе данного события – о пасхальном яйце, истории его появления и его волшебной силе.

Крашеное яйцо является непременным атрибутом пасхальных праздников, наряду с куличом и творожной пасхой. Согласно одной из легенд, первое пасхальное яйцо было преподнесено Марией Магдалиной римскому императору Тиберию.

 

Состоятельные граждане дарили императору золото, драгоценные камни, а не имевшая ничего Мария протянула Тиберию яйцо со словами: «Христос Воскрес!» Тиберий засмеялся и сказал, что никто из умерших не может воскреснуть, как белое яйцо никогда не сможет стать красным. В то же мгновение лежащее на ладони Марии яйцо покраснело.

«Крашенки», «крапанки» и «писанки»

Самый распространенный способ окрашивания яиц – с помощью луковой шелухи, их называют «крашенками». Если сквозь коричнево-красную окраску проступают пятнышки, это уже «крапанки», а есть еще «писанки», процесс изготовления которых был весьма трудоемок.

Заранее готовили 3-4 вида краски. Из яблонь добывали желтую краску, из луковой шелухи – красную, из травы – зеленую, из сажи – черную. Яйца брались только от сильной и молодой птицы. Процедуру начинали с первым ударом колокола. Сперва яйцо опускали в желтую краску, и держали, пока хозяйка трижды не прочтет «Отче наш».

Окрашенное в желтый цвет яйцо опускали в воск. На восковом слое косточкой или тонкой палочкой прочерчивали рисунок, после чего окунали в другую краску, затем снова в воск, снова прорисовка узора и в следующий краситель.

После нескольких таких циклов яйцо опускали в кипяток, где все восковые слои сходили, и получалась «писанка» — пасхальное яйцо, покрытое яркими затейливыми цветными узорами. Часто на «писанках» даже рисовались виды природы, храмы и иконки. Считалось, что созданная по всем правилам «писанка» будет храниться долго, не высыхая и не протухая.

яйцо Фаберже

Часто в России тема украшения пасхальных яиц становилась настоящим искусством. Так, например, всемирно известный художник Карл Фаберже посвятил созданию своих произведений – ювелирных изделий в виде разукрашенных яиц — свою жизнь и создал собственную школу последователей этого изящного мастерства.

Волшебная сила пасхального яйца

Наши предки считали, что пасхальное яйцо обладает магическими свойствами, способно защитить и уберечь от многих неприятностей и бед. «Писанки» дарили близким и друзьям, как оберег, защищающий от темных мыслей, сглаза, порчи и прочих напастей. Чтобы всходы были обильными, пасхальное освященное яйцо закапывали в борозде на поле, клали в посевное зерно.

Даже скорлупа пасхального яйца, разбросанная по огороду, защищала будущий урожай от злых сил природной стихии. Пасхальные яйца клали в люльку к новорожденному, чтобы злобная крикса, заставляющая младенца бесконечно кричать, не мучала ребенка. Когда отправлялись в лес на поиски пропавшей скотины, обязательно брали с собой пасхальное яйцо – лучшего оберега от лешего было просто не сыскать!

Освященное яйцо закапывали на пороге при входе в хлев: домашние животные, утром и вечером переступая через него, тем самым оказывались под его символической защитой, яйцо прокатывали по хребту скотины – это избавит ее от болезней, шерсть у скотины будет гладкой.

Считалось, что брошенное в огонь пасхальное яйцо гасит пламя, поэтому его часто хранили за иконой на случай пожара. Девушки опускали крашенное пасхальное яичко в воду, которой затем умывались, верили, что омытое такой водой лицо всегда будет свежим, гладким и сиять румянцем.

Пасхальное яйцо как символ вечной жизни

Как это ни покажется странным, но крашеное яйцо – не совсем пасхальное, в том смысле, что появилось задолго до введения христианства. В раннехристианском познаньском синодальном уставе прямо сказано, что «вручение в пасхальное время яйца – грех, поскольку это языческий обычай».

Как бы то ни было, но яйцо вросло в христианскую обрядность, наряду с куличом и пасхой, и является органичной составляющей православной культуры, и его уже не вырвать никакими усилиями (коммунистам за 70 лет яростной атеистической пропаганды это точно не удалось).

Ведь пасхальное яйцо — это не просто желток в белковой оболочке, это — символ воскрешения, напоминание, что смерть – это вовсе не конец всему, а всего лишь переход в иное состояние бытия.

zema.su

Пасхальное яйцо Википедия

Пасхальные яйца Ovo de páscoa.jpg

Пасха́льное яйцо́ — обрядовая пища и ритуальный символ в пасхальных обычаях, обрядах и играх[1]. Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху — древний обычай[2]. В христианстве яйцо толкуется как символ гроба и воскресения, а красный цвет символизирует для христиан кровь распятого Христа[3]. Помимо того, красный цвет одновременно указывает и «на царское достоинство Спасителя»[4].

Пасхальные яйца красятся не только в красный, но и в иные цвета[1], а также расписываются[5][неавторитетный источник? 42 дня][6]. В качестве пасхальных сувениров могут быть использованы яйца не только кур, но и других видов птиц, а также изделия в виде яйца, изготовленные из шоколада и различных других материалов — камня, фарфора, глины[7][8], дерева и т. д.[9][неавторитетный источник? 42 дня] «Пасхальные яйца так называемой императорской серии сегодня являются главным и самым известным символом бренда Фаберже»[10].

У славян пасхальное яйцо, помимо употребления в пасхальных обрядах и играх, могло использоваться впоследствии на протяжении года в сакральных, оздоровительных или защитных целях[1].

Основные сведения

Символическое значение

Пасхальные яйца используются как христианский символ, который обозначает пустую гробницу. Снаружи яйцо выглядит мёртвым, но внутри его находится новая жизнь, которая выйдет из него. Пасхальное яйцо напоминает о том, что Иисус восстанет из Своего гроба и даст новую жизнь.

Оригинальный текст (англ.)  

Easter eggs are used as a Christian symbol to represent the empty tomb. The outside of the egg looks dead but inside there is new life, which is going to break out. The Easter egg is a reminder that Jesus will rise from His tomb and bring new life.

— Anne Jordan. Christianity[11]

Православные христиане окрашивают варёные яйца в красный цвет, изображая кровь Христа, пролитую за грехи мира.

Оригинальный текст (англ.)  

Orthodox Christians dye boiled eggs red to represent the blood of Christ shed for the sins of the world.

— Anne Jordan. Christianity[11]

Как указывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа»[3]. Аналогичное мнение о символическом значении пасхального яйца в христианской традиции представлено и в западной литературе (см. врезку), в которой обычай красить яйца рассматривается как характерный для православных христиан.

Известны также аналогии между яйцом и видимым миром: в одной русской рукописи XVI века скорлупа уподоблялась небу, внутренняя плёнка («плева») — облакам, белок — во́дам, желток — земле, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состояние) — греху, а загустение яйца сопоставлялось истреблению греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым[12][13].

В западной литературе существует также мнение о том, что пасхальное яйцо — один из символов животворящего начала (англ. fertility), как и нехарактерный для православных пасхальный кролик[14].

Нынешнее употребление обычая

Современное украшение яиц термонаклейками

Обычай окрашивать яйца в красный цвет был свойствен когда-то не только православным, однако, например, в англоязычном мире он воспринимался как устаревший даже в XIX веке[15], и хотя пасхальные яйца там не исчезли, сегодня они, как правило, изготовлены из шоколада[7]. На шоколадные яйца перешли и такие народы Западной Европы, как итальянцы[16] и французы[17].

У ряда народов, преимущественно славянских, в той или иной степени сохранился обычай расписывать яйца (в частности, его сохранили украинцы[18] и поляки[6]).

Когда-то существовала особая «терминология» для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами: крашенки — полностью окрашенные яйца; писанки — яйца, расписанные сюжетными и орнаментальными узорами[5][6]. Яйца, снабжённые узором в виде полосок, пятен и крапинок, именовались крапанками[5].

Разные народы в разной мере сохранили древнюю традицию росписи пасхальных яиц. Например, искусство белорусской писанки к настоящему дню практически утрачено, в отличие от украинской[5].

Использование луковой шелухи — самый распространенный способ окраски яиц[19][20][21].

Существует традиция освящения пасхальных яиц (вместе с куличами и творожными пасхами)[22]. В Русской православной церкви освящение сопровождается «молитвой во еже благословити сыр и яйца» (то есть, на освящение сыра и яиц)[23].

История

Происхождение обычая дарить пасхальные яйца теряется в глубине веков[2].

Предание о Марии Магдалине

В православной традиции обычай дарить яйца обычно связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

В ином варианте изложения говорится о том, что сначала яйцо было совершенно обычным и что император, усомнившись в странном известии о воскресении, сказал, что как яйцо не может из белого стать красным, так и мёртвые не воскресают, — и «произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет»[4].

Версия дохристианского происхождения

Однако ещё в конце XIX века предлагалось и другое объяснение, которое видело причину появления первого пасхального яйца в классической мифологии[2]. Ещё в дохристианские времена яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца[24]. В отдельных публикациях сообщается, что расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до н. э.[25]

Кроме того, исследователи писанок считают, что на них отражены архаичные представления славян о вселенной и что, по всей видимости, они существовали у славян до принятия христианства[26][неавторитетный источник? 386 дней]. Славянам мир казался похожим на огромное яйцо. Посредине, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть желтка — это наш мир людей. Нижняя «исподняя» сторона — потусторонний или нижний мир, мир мёртвых, «Ночная страна». Вокруг Земли, подобно яичным белкам и скорлупе, расположены девять сфер (небес). Каждая из этих сфер имеет своё особое предназначение: для Солнца и звёзд; для Месяца; для туч и ветров. «Седьмое небо» славяне считали «твердью небесной», прозрачным дном небесного Океана, в котором сосредоточены запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей[27].

Древность обычая

Древний обычай дарить крашенное яйцо на Пасхальной неделе

Как бы то ни было, обычай приготовления пасхальных яиц является очень древним.

В частности, западная литература содержит указания на то, что первые христиане Месопотамии имели обычай приготовления красных пасхальных яиц в память о крови распятого Христа[28], и что, возможно, они первыми связали украшение яиц с праздником Воскресения Христова[29].

Древность обычая дарить пасхальные яйца подтверждается и его наличием у армян, маронитов и яковитов, отделившихся от православия ещё в V—VI веках[23].

Техника украшения яиц

Яйца, окрашенные в один цвет, когда-то именовались крашенками. Этот самый простой способ окрашивания пасхальных яиц.

Писанки — это сложный способ раскрашивания яиц. На сырое холодное яйцо горячим воском при помощи стального перышка наносят узор. После нанесения узора яйцо окунают в разведённую холодную краску. Краски наносят, начиная с самой светлой. После нанесения очередной краски яйцо вытирают, вновь наносят узор воском и окунают в краску. После нанесения всех узоров воск осторожно «стапливают» с яйца (например, над пламенем свечи), растаявший воск удаляют бумагой или тряпкой[30].

В настоящее время для украшения пасхальных яиц используются, кроме того, разнообразные виды наклеек, термоплёнка и т. п., зачастую снабжённые изображениями Христа, Богородицы, ангелов и святых. Использование этих изображений, однако, подвергается критике в современной православной публицистике как профанация сакрального, поскольку через непродолжительное время указанным изображениям, скорее всего, предстоит стать частью бытового мусора[31].

Славянские традиции

Ф. Сычков. Игра в кучки.

Пасхальные яйца освящали в церкви, обычно в субботу, иногда утром на Пасху[1].

Основным цветом, в который красили пасхальные яйца славяне, был красный. Красный цвет в народной культуре один из основных элементов цветовой символики: цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимо в народных представлениях красное яйцо[32].

Первой пищей на Пасху часто было пасхальное яйцо. В волынском Полесье, например, хозяин (старший в семье) по утрам в течение трех дней Пасхи разрезал освященное яйцо на части по числу членов семьи (это называлось «делиться яичком») и раздавал на завтрак[33]. Белорусы и македонцы на Пасху умывались водой, в которую было положено красное пасхальное яйцо[34].

Пасхальной пище и особенно пасхальному яйцу приписывались магические свойства. По завершении праздника с пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар; с ним искали заблудившуюся скотину, им оглаживали корову при первом весеннем выгоне, его закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо[33]. Болгары считали, что скорлупа красного пасхального яйца служит оберегом от кротов. Ритуальные действия с пасхальными яйцами и другими предметами болгары использовали для отгона градовых туч[35], а словаки, мораване и чехи — для получения хорошего урожая[36].

У болгар восточных Родоп перспектива целостности семьи в предстоящем году оценивалась по тому, сохранились ли целыми все яйца, вложенные в пасхальный каравай. Если яйцо лопалось, это считали знаком будущих потерь среди членов семьи[33].

Существовала пасхальная игра с крашеными яйцами — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битьё крашеными яйцами[36].

Обычай красить яйца, обмениваться ими, использовать их в различных обрядах и играх у славян охватывал период от Пасхи до Троицы, а иногда и до Петровского заговенья[37].

Аналоги в других культурах

Традиция красить яйца на весенний праздник Новруз, которая существует в Иране[38] и Азербайджане[39], возможно, имеет древние зороастрийские корни[40]. В Азербайджане крашеные яйца — неотъемлемый элемент праздничного стола[41].

Скульптурные изображения

В 2010 году в московском парке Красная Пресня было изготовлено пасхальное яйцо изо льда массой 880 кг и высотой 2 метра 30 сантиметров[42].

В 2018 году в преддверии фестиваля «Пасхальный дар» восьмиметровое пасхальное яйцо было установлено в самом центре Москвы — в Камергерском переулке. Ранее яйцо устанавливали на пасхальных фестивалях 2017 и 2016 годов[43].

Скульптурные изображения пасхального яйца различного внешнего вида устанавливались и в других городах и странах[44].

Галерея

  • Польская драпанка. 2005

  • Лужицкие пасхальные яйца. 2005

  • Русские узоры пасхальных яиц в России на дореволюционной открытке.

  • Румынская писанка

  • Польская ажурная писанка

  • Украинская писанка

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Агапкина, Белова, 2012, с. 626.
  2. ↑ 1 2 3 Левашев, 1895.
  3. ↑ 1 2 Пасха, христианский праздник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ↑ 1 2 Вопрос:Уважаемый Батюшка, скажите, пожалуйста, почему яйцо является символом Пасхи? // Православие.Ru, 3 мая 2005 г.
  5. ↑ 1 2 3 4 Мастер-класс по росписи пасхальных яиц прошел в Гомеле
  6. ↑ 1 2 3 Пасхальные «писанки» и «крашенки» в Польше
  7. ↑ 1 2 Gordon Geddes, Jane Griffiths. Christian belief and practice. Heinemann.
  8. ↑ Святят ли на Пасху киндер-сюрпризы? // Русская линия, 06.04.2004.
  9. ↑ Пасхальные сувениры. Роспись яиц
  10. ↑ Игорь Зимин, Александр Соколов. Ювелирные сокровища Российского императорского двора
  11. ↑ 1 2 Anne Jordan. Christianity. — Nelson Thornes (англ.)русск., 5 April 2000.
  12. ↑ Коринфский, 1901, с. 222.
  13. ↑ Издательство Московской Патриархии, 2012, с. 171—172.
  14. ↑ David Leeming (2005). The Oxford Companion to World Mythology. — Oxford University Press.
  15. ↑ H. Harbaugh. The Guardian, Volume 29. 1878.
  16. ↑ Пасха в Италии: даты, традиции и кухня
  17. ↑ Пасха во Франции: «шоколадная» охота
  18. ↑ В Киеве «регионалы» провели мастер-класс по раскрашиванию яиц
  19. ↑ Способы окраски яиц
  20. ↑ 5 НЕОБЫЧНЫХ СПОСОБОВ ОКРАСКИ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ
  21. ↑ СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ
  22. ↑ Оксана Головко.Освящение куличей, яиц и творожных пасох — обязательно ли? // Православие и мир, 9 апреля 2015 г.
  23. ↑ 1 2 Издательство Московской Патриархии, 2012, с. 172.
  24. ↑ Панкеев, 2001, с. 200.
  25. ↑ Treasures from Royal Tombs of Ur By Richard L. Zettler, Lee Horne, Donald P. Hansen, Holly Pittman 1998 pgs 70-72
  26. ↑ Иваницкая, 2001.
  27. ↑ Мордовина Л. В, Мягченко Г. Ю., Ульева О. В. Семантика и семиотические основы праславянской мифологии
  28. ↑ T.B. Noonan. Donahoe’s Magazine, Volume 5. 1881. Retrieved 7 April 2012. The early Christians of Mesopotamia had the custom of dyeing and decorating eggs at Easter. They were stained red, in memory of the blood of Christ, shed at His crucifixion. The Church adopted the custom, and regarded the eggs as the emblem of the resurrection, as is evinced by the benediction of Pope Paul V., about 1610, which reads thus: «Bless, O Lord! we beseech thee, this thy creature of eggs, that it may become a wholesome sustenance to thy faithful servants, eating it in thankfulness to thee on account of the resurrection of the Lord." Thus the custom has come down from ages lost in antiquity.)
  29. ↑ Vicki K. Black (1 Jul 2004). Welcome to the Church Year: An Introduction to the Seasons of the Episcopal Church. Church Publishing, Inc. "The Christians of this region in Mesopotamia were probably the first to connect the decorating of eggs with the feast of the resurrection of Christ, and by the Middle Ages this practice was so widespread that in some places Easter Day was called Egg Sunday. In parts of Europe, the eggs were dyed red and were then cracked together when people exchanged Easter greetings. Many congregations today continue to have Easter egg hunts for the children after services on Easter Day.»
  30. ↑ Музей Солнца научит расписывать яйца
  31. ↑ Владимир Немыченков. Яйца с образами // Православие.Ру, 29 апреля 2013 г.
  32. ↑ Белова, 1999, с. 647.
  33. ↑ 1 2 3 Агапкина, 2004, с. 643.
  34. ↑ Белова, 1999, с. 648.
  35. ↑ Белова, 1999, с. 649.
  36. ↑ 1 2 Агапкина, 2004, с. 646.
  37. ↑ Агапкина, Белова, 2012, с. 627.
  38. ↑ Новруз
  39. ↑ Новруз — вечное наследие в различных нациях // Информационное агентство Ахль уль Байт, 17 июня 2010 г.
  40. ↑ Ольга Максименко. Кто идет? Навруз — весенний Новый год! // Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру».
  41. ↑ Ильxaма Мамадова, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии НАНА: «Встречайте прекрасный весенний праздник Новруз, не забывая обычаи и традиции наших предков!» // Азербайджанские Известия, 19 марта 2014 г.
  42. ↑ Гигантское Пасхальное яйцо изо льда
  43. ↑ Восьмиметровое Пасхальное Яйцо Установили В Камергерском Переулке // SeeFirst, 8 апреля 2018 г.
  44. ↑ В Одесской области установили самое большое в мире светящееся пасхальное яйцо // Интерфакс, 9 мая 2013 г.

Литература

  • Пасха / Агапкина Т. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 641–646. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Яйцо пасхальное / Агапкина Т. А., Белова О. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 626–632. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Красный цвет / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 647–651. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Иваницкая З. Н. Писанка: 300 образцов. — М.: Мир, 2001. — 63 с. — ISBN 5-03-003407-2.
  • Коринфский А. А. Светло Христово Воскресение // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 222—240.
  • Левашев П. Обычай употребления красных яиц в праздник Св. Пасхи. — СПб., 1895. — (Цит. по архиву Валентина Скурлова).
  • Пасха / Сост. И. А. Панкеев. — М.: ОЛМА-Пресс, 2001. — 285 с. — ISBN 5-224-02154-5.
  • Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 176 с.

Ссылки

wikiredia.ru

Татьяна Чернецкая | Что такое Пасхальное яйцо

Пасхальные яйца — специально расписанные яйца, которые дарят друг другу на Пасху.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан — дня поминовения чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому правителю Иудеи Понтию Пилату . Когда Мария пришла к и объявила о Воскресении Христа, Понтий Пилат сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.Пасхальное яйцо Магическое яйцо жизни

Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Исследователи писанок отмечают, что на писанках отражены архаичные представления славян о вселенной, и, по всей видимости, писанки существовали у славян до принятия христианства. В ранних церковных документах, в частности познаньском синоиадальном уставе Андрея Ласкаржа, обличавшего языческие пережитки славян, смертным грехом считается в пасхальное время «…вручать яйца и иные подарки…».

В христианской традиции обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.

Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

Третья легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.

Ещё одна легенда связывает этот обычай с именем французского короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов. Освобождённый из плена, он готовился вернуться на родину. Перед его отъездом был устроен пир, на котором среди прочих яств были яйца, раскрашенные в разные цвета.

Некоторые предпочитают объяснять обычай красить яйца на Пасху с иной точки зрения — проще и скучнее. Приверженцы рационального подхода убеждены, что все дело в животных, вернее, куриных, инстинктах и сорокадневном посте. В его течение нельзя было употреблять в пищу многие продукты и яйца в том числе. Однако христианский календарь совершенно не имел никакого значения для курочек-несушек, которые продолжали нестись с прежней активностью — в привычные дни и подходящее им время суток. Народ, желая сохранить яйца, варил их, а чтобы не путать с невареными — окрашивал, преимущественно используя натуральные красители. Вскоре насущная надобность превратилась в превосходный ритуал, сопровождающий пасхальный праздник.

Официальная христианская версия^ Во времена римского владычества было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиберию с проповедью веры, то подарила ему простое куриное яйцо. Тиберий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры. И Тиберий воскликнул: «Воистину воскресе!».

Интересные факты

В Иране принято красить яйца на Новруз — праздник, имеющий зороастрийские корни

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:

Сосна — символ здоровья.

Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.

Голубь — символ души.

Сеточка — символ судьбы.

Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.

Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.

Дубок — символ силы.

Точечки — символ плодородия.

Сливы — символ любви.

Хмель — символ плодородия.

Любая ягодка — символ плодородия; матери.

Цветочки — символ девичества.

www.chernetskaya.ru


Смотрите также