Коронационное (яйцо Фаберже). Фаберже яйца это


Коронационное (яйцо Фаберже) - это... Что такое Коронационное (яйцо Фаберже)?

Коронационное — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.

Над ним работали ювелиры Михаил Перхин, Генрик Вигстрём и Георг Штейн, создавший миниатюрную копию кареты. Яйцо было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II. Этот значимый символ Российской истории был представлен в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне.

Яйцо является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Оно часто экспонировалось в музее Эрмитаж (в особенности в Зимнем дворце) в Санкт-Петербурге, а также множестве музеев по всему миру как часть временных экспозиций. В настоящий момент находится в собственности фонда Виктора Вексельберга «Связь времён».

Дизайн

Сквозь зеленовато-жёлтую эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая гильошированая поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решёткой из лавровых листьев зелёного золота, воспроизводящая ткань платья императрицы на процессе коронации. На вершине она замыкается венком алмазов. На перекрещениях решётки размещаются двуглавые орлы из чёрной эмали с алмазами на щитах и голубой эмалью на лентах. Сверху на яйце, под крупным портретным бриллиантом находится монограмма императрицы Александры Фёдоровны, усыпанная бриллиантам и рубинами огранки розой на белом эмалевом фоне. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине чёрной по белой эмали датой «1897», видимой сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких.[1]

Сюрприз

Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, проходившей в Успенском соборе Москвы. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам — императорские орлы, в центре её — усыпанная алмазами императорская корона. На дверях кареты изображены гербы Российской Империи из золота и бриллиантов, а окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускается крохотная подножка. Внутри кареты сидение и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре находится золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.

В число утерянных сюрпризов входят изумрудный или бриллиантовый кулон, подвешиваемый на крюк внутри кареты, прозрачная стеклянная подставка из жадеита для демонстрации кареты и подставка из серебряной позолоченной нити.

История

Коронация императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны (Лауриц Туксен, 1898 год)

Коронация Николая II и его супруги, Александры Фёдоровны стала поводом для создания памятного ювелирного яйца «Коронационное». Процесс коронации, проходивший 14 мая 1896 года, отметился всенародном ликованием и гордостью за Романовых, на котором собрались толпы зрителей. Русские дворяне и приглашенные гости собрались на православный день Успения Богородицы в Успенском соборе. Трон императора, бывший трон Михаила Фёдоровича был инкрустирован 870 бриллиантами, рубинами и жемчужинами. Трон императрицы, известный трон Ивана Великого из слоновой кости, также был украшен множеством редких драгоценных камней.

Миниатюрная золотая карета, находящаяся внутри яйца, является точной копией золотой кареты Екатерины Великой 1793 года, используемой родом Романовых при транспортировке царской семьи на коронационной неделе. Другим артефактом является 4 кг Большая императорская корона, выполненная Иеремием Позье в 1762 году для коронации Екатерины Великой.

Коронация в Москве 26 мая 1896 года была самой роскошной церемонией из всех, что я видел. Она была почти восточной и продолжалась 10 дней. В Москве собор был полон изображениями святых на золотом фоне, а на всех священниках были золотые ризы, украшенные вышивкой и драгоценными камнями. Во всех церемониях ощущался глубокий мистический смысл и византийские традиции. Миропомазанные император и императрица стали Божьими Помазанниками. Император, как священник, причащается в алтаре. После этого он перед троном снимает с головы корону, встает на колени и молится вслух замечательной молитвой за свой народ. Потом произносят молитву за императора, и он поднимается, и в этот момент он единственный неколенопреклоненный человек во всей Российской Империи. Процессия людей, входящих в собор и выходящих из него, проходит по возвышению, которое на уровне голов, стоящих вокруг, поэтому можно видеть всех, кто принимает участие в церемонии. Процессия как будто состоит лишь из людей в парадной форме, все блестит золотом и серебром, император и императрица в золотых с горностаем мантиях стоят под огромным балдахином, все великие княгини усыпаны драгоценностями. Все происходит как в волшебном сне, потому что все озарено ярким сиянием солнца

Владельцы яйца

Царская семья

Ювелирное яйцо было подарено императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1897 года. Оно находилось в комнате императрицы в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. После революции 1917 года яйцо было конфисковано Временным правительством и вошло в список драгоценностей, вывезенных из Аничкова дворца. Оно было перевезено в Оружейную палату Кремля, а в 1922 году передано в Совнарком для продажи.

Дальнейшие перемещения

Во время голода 1921 года, богатый американский врач, Арманд Хаммер, смог приобрести множество произведений искусства, которые могли пропасть без вести после революции 1917 года. Хаммер при помощи переговоров смог приобрести 11 яиц Фаберже, но договориться о покупке «Коронационного» так и не смог. Вместо него в 1927 году через контору «Антиквариат» его купил Эммануэль Сноумен для галереи Wartski (англ.)русск., расположенной в Лондоне. После этого, в 1934 году яйцо было продано коллекционеру Чарльзу Парсонсу, но в 1945 году оно вновь попало в Wartski и находилось там вплоть до 1979 года.[2]

Конец XX века

В марте 1979 года яйцо было продано Малькому Форбсу (англ.)русск. за $2160 вместе с «Розово-лиловым яйцом с тремя миниатюрами».[1] 4 февраля 2004 года аукцион Сотбис сообщил о продаже более 180 произведений искусств Фаберже, включая 9 редких ювелирных яиц Виктору Вексельбергу.[3] Официальная стоимость яйца «Коронационное» не разглашается Сотбис для избежания спекуляций. Однако, CNN на следующий день после продажи «...это было очень серьезное предложение для семьи Форбс». По приблизительным оценкам стоимость яйца составляла $24 млн.

... коллекция реально бесценна. Её значение для российской истории огромно. И я очень рад, что мне удалось её приобрести и вернуть в нашу страну.

Яйцо в фильмах

Точная копия яйца «Коронационное» была использована в криминальном фильме «Двенадцать друзей Оушена», вышедшем в 2004 году. Копия была изготовлена дизайн-студией Vivian Alexander, известной созданием копий множества ювелирных изделий для частных и публичных коллекций. Стоимость копии составила около $4000. В фильме яйцо было украдено во время великого ограбления музея Рима пресловутыми 12 друзьями Оушена.

В фильме из цикла о Джеймсе Бонде «Осьминожка» (1983) есть эпизод, где таинственным образом фальшивое яйцо «Коронационное» появляется на вечеринке в британском посольстве в Западном Берлине. В основе сюжета фильма лежит короткий рассказ «Осьминожка», написанный Яном Флемингом в 1966 году.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Несессер (яйцо Фаберже) - это... Что такое Несессер (яйцо Фаберже)?

Несессер — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.

Оно было создано и в 1889 году передано императору Александру III, который подарил его свой супруге, императрице Марии Фёдоровне, на Пасху. На данный момент считается утерянным.

Дизайн

Данное яйцо было сконструировано в форме футляра, содержащего предметы женского туалета.[1] Поскольку точный внешний вид изделия не известен, то можно опираться только на сведения из описи императорского драгоценного имущества 1917 года, в которой оно числилось как «разноцветные камни и бриллианты, рубины, изумруды и сапфиры»[1].

Сюрприз

Вполне возможно, что сюрпризом был набор из 13 предметов женского маникюрного набора, инкрустированных бриллиантами, хотя в этом нет точной уверенности. Поскольку до наших дней не дошло ни одной фотографии яйца или его части, то короткие описания остаются единственными достоверными сведениями, позволяющими представить его дизайн и сущность сюрприза.[1]

История

9 апреля 1889 года Александр III подарил ювелирное яйцо свой супруге Марии Фёдоровне. Оно находилось в Гатчинском дворце и использовалось всего в одной поездке в Москву (на основании информации из счёта за поездку).[1] После революции 1917 года яйцо «Несессер» было захвачено вместе с другими императорскими яйцами и было отправлено в Оружейную палату Кремля. В начале 1922 года яйцо было передано в Совнарком, после чего дальнейшая его судьба неизвестна.[1]

Расследование Кирена Маккарти

20 марта 2008 года в журнале Country Life Magazine (англ.)русск. была опубликована статья Мэри Миерс[2], в которой рассказывалось, что Кирен Маккарти из ювелирного дома Wartski (англ.)русск. нашел сходство яйца «Несессер» с одним из лотов, выставлявшихся в Wartski в 1949 году.[3] До наших дней не сохранилось ни одной достоверной фотографии, однако, Маккарти нашел в фотоархиве компании небольшой снимок яйца. Также, на основе архивный сведений, было установлено, что в 1952 году Wartski продал лот неизвестному за £1200.

Жемчужное яйцо

Название «Жемчужное» яйцо часто используется при описании яйца «Несессер» из-за ошибки в архивных сведениях. Некоторое время яйцо «Воскресение» считалось «Жемчужным» яйцом на основании выводов, сделанных Мариной Лопато в её статье в журнале Apollo (англ.)русск. за январь 1984 года.[1] Однако при более детальном рассмотрении этих яиц становится очевидным, что яйцо «Воскресение» не содержит механизма для его открытия и в нём нет места для хранения кольца, что противоречит описанию из счёта Фаберже. «Жемчужное» яйцо было передано Александру III 16 марта 1889 года, но при этом нет достоверных сведений о том, что оно стало пасхальным подарком его супруги. Вполне возможно, что из-за некоторых проблем с «Жемчужным» яйцом, яйцо «Несессер» стало пасхальным подарком 1889 года. Это подтверждается тем фактом, что оба яйца «Несессер» и «Жемчужное» стоили значительно меньше, чем все другие ювелирные яйца до и после 1889 года.[1]

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Пеликан (яйцо Фаберже) - это... Что такое Пеликан (яйцо Фаберже)?

Пеликан (Вдова) — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.

Яйцо было создано по заказу Николая II, который подарил его своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1898 года.[1] В настоящий момент оно находится в собственности Виргинского музея изобразительных искусств (англ.)русск..

Дизайн

Яйцо было создано мастерами Фаберже Михаилом Перхиным с миниатюрами Иоганнеса Зенграфа[2]. Оно было изготовлено из красного золота, бриллиантов, жемчуга, серой, розовой и опаловой синей эмали с акварелями на слоновой кости, а его подставка выполнена из разноцветного золота.[1]

Данное яйцо одно из немногих, не имеющих эмалевого покрытия всей его поверхности. Оно покрыто гравированным красным золотом в стиле ампир и увенчано пеликаном из матовой серой, синей и розовой эмали. Пеликан, имеющий инкрустированные бриллиантами крылья, кормит своих детей в золотом гнезде, что символизирует материнскую заботу и любовь. На яйце выгравированы классические мотивы, памятные даты с 1797 по 1897 годы и надпись с обеих его сторон: «Посети виноградъ сей и вы живы будете».[3]

Яйцо располагается на круглой золотой подставке состоящей из двух колец, украшенных орнаментами, и имеющей четыре ножки, увенчанные головами орлов c имперскими коронами и опирающимися на звериные лапы. Также, оно имеет красный бархатный чехол, что встречается всего лишь один раз среди всей серии императорских яиц.[1]

Сюрприз

Яйцо «Пеликан» стало памятным в знак 100-летнего (1797 - 1897 годы) патронажа благотворительных учреждений русскими императрицами. Учреждения, основанные в основном для обучения дочерей дворян, изображены на восьми овальных панелях, имеющих жемчужные рамки. Их можно увить после трансформации яйца на 8 частей, образующих ширму. Миниатюры нарисованы придворным художником Иоганнесом Зенграфом на слоновой кости. С обратной стороны миниатюр перечислены изображенные учреждения. «Девятая панель» служит исключительно как подставка для раскрытого яйца.

На панелях яйца изображены:

История

В силу того, что на яйце выгравированы даты «1797» и «1897», многие годы яйцо «Пеликан» относили к 1897 году, однако, согласно счёту Фаберже данное яйцо было подарено Николаем II Марии Фёдоровне на Пасху 1898 года.

В 1930 году, императорское яйцо Пеликан с 8 овальными миниатюрами стало одним из десяти ювелирных яиц, проданных конторой «Антиквариат» Арманду Хаммеру из Нью-Йорка. Хаммер демонстрировал яйца вмести с другими императорскими сокровищами на различных выставках на территории США[2] Между 1936 и 1938 годом оно было приобретено Лилиан Томас Пратт, женой президента General Motors Джона Пратта (англ.)русск.. После её смерти в 1947 году по завещанию яйцо было передано Виргинскому музею изобразительных искусств (англ.)русск. в Ричмонде.[1] Оно до сих пор остаётся в открытой части экспозиции музея.

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля |

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Петер Карл Густавович Фаберже, рано обнаружив исключительный художественный вкус, был отправлен отцом-ювелиром в Европу, где научился не только мастерству, но и предпринимательской изворотливости. В 26 лет он вернулся в родной Петербург, став полновластным распорядителем и продолжателем дела отца. Восходящей звезде ювелирного небосклона пришлось конкурировать с такими солидными мэтрами, как  Тиффани, Картье и Бушерон...

Объединив под своим руководством дизайнеров и мастеров самого высокого класса, Карл Густавович поставил перед собой цель не только догнать конкурентов, но и перегнать их, взяв под прицел самых денежных людей в империи – царскую семью Романовичей. Сначала Фаберже выполнял бесплатные заказы по оценке, ремонту и реставрации экспонатов Эрмитажа. Бесплатными эти заказы были только на первый взгляд, ведь мастер получал доступ к бесценным коллекциям старины и возможность их всесторонне изучать. Но, несмотря на доступ к раритетам, не было бы "феномена Фаберже", если бы не личные качества ювелира – он был настоящим новатором и смелым экспериментатором.

Творчество Фаберже взбаламутило ювелирный мир, ведь он первым переместил ценность драгоценных камней и металлов на второе место, поставив во главу угла художественность исполнения работы. Портсигары, броши, лампы и множество других полезных вещей он блестяще превратил в неподражаемые образцы ювелирного мастерства. Он использовал отечественные, "неювелирные" алтайские и уральские самоцветы, и это стало хитом того времени; он напаивал вороненую сталь и олово и ценность изделия взлетала до потолка; он оправлял карельскую березу драгоценными камнями, и это мгновенно стало модным. Только он мог похвастаться тем фактом, что все не проданные за год изделия отправлялись на переплавку.

Покупали у Фаберже не только российские, но и все без исключения монаршие дома Европы. Даже король Сиама, обладающий богатейшей коллекцией в мире, увидев однажды фабержовскую работу, навсегда попал в ряды покупателей и почитателей его таланта. Фаберже называли "левшой Петербурга" и "певцом изящных грез", он же сам звал себя кратко и емко – "Поставщик Высочайшего двора".

Большевики заставили Фаберже закрыть свою фирму в 1918 году. После этого он уехал за границу и умер в городе Лозанна в Швейцарии 24 сентября 1920 года. Похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Самые известные изделия Фаберже – императорские пасхальные яйца, которых было произведено около 56 штук, из них уцелели и хранятся в музее Московского Кремля только 10. Еще 30 единиц было продано и раздарено Сталиным и его последователями различным заграничным коллекционерам и "друзьям" великого советского народа.

Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них - миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из "пушистого" золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.

Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского КремляПе́тер Карл Густавович Фаберже́

Яйцо с моделью крейсера "Память Азова", 1891

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

На броненосном корабле "Память Азова", построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая - фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.

Яйцо было подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.

Яйцо-часы, 1899

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Стрелка часов напоминает стрелу Амура, выпущенную из лука; она окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене, императрице Александре Федоровне.

Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Это пасхальное яйцо - характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.

Яйцо-клевер, 1902

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле "модерн" с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.

Яйцо "Московский Кремль", 1904-1906

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля - одновременно величественного и сказочно - нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.

Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Александровский дворец был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали "царскосельскими отшельниками".

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г.

Яйцо с моделью яхты "Штандарт", 1909

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Яхта "Штандарт" была любимой яхтой Николая II. На ней семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г.

Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Модель внутри яйца воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.

Яйцо "300-летие дома Романовых", 1913

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты "1613" и "1913". Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.

Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля

Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г.

Источник: http://www.moscowkremlin.ru/faberge/Ns/faberge_r.html

Специальные задвижки для трубопроводов морской воды и прочая сантехническая арматура - это продукция jafar. В наличии также широкий ряд изделий шиберного, фланцевого и кольцевого типа.

terra-z.com

Пеликан (яйцо Фаберже) - это... Что такое Пеликан (яйцо Фаберже)?

Пеликан (Вдова) — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.

Яйцо было создано по заказу Николая II, который подарил его своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1898 года.[1] В настоящий момент оно находится в собственности Виргинского музея изобразительных искусств (англ.)русск..

Дизайн

Яйцо было создано мастерами Фаберже Михаилом Перхиным с миниатюрами Иоганнеса Зенграфа[2]. Оно было изготовлено из красного золота, бриллиантов, жемчуга, серой, розовой и опаловой синей эмали с акварелями на слоновой кости, а его подставка выполнена из разноцветного золота.[1]

Данное яйцо одно из немногих, не имеющих эмалевого покрытия всей его поверхности. Оно покрыто гравированным красным золотом в стиле ампир и увенчано пеликаном из матовой серой, синей и розовой эмали. Пеликан, имеющий инкрустированные бриллиантами крылья, кормит своих детей в золотом гнезде, что символизирует материнскую заботу и любовь. На яйце выгравированы классические мотивы, памятные даты с 1797 по 1897 годы и надпись с обеих его сторон: «Посети виноградъ сей и вы живы будете».[3]

Яйцо располагается на круглой золотой подставке состоящей из двух колец, украшенных орнаментами, и имеющей четыре ножки, увенчанные головами орлов c имперскими коронами и опирающимися на звериные лапы. Также, оно имеет красный бархатный чехол, что встречается всего лишь один раз среди всей серии императорских яиц.[1]

Сюрприз

Яйцо «Пеликан» стало памятным в знак 100-летнего (1797 - 1897 годы) патронажа благотворительных учреждений русскими императрицами. Учреждения, основанные в основном для обучения дочерей дворян, изображены на восьми овальных панелях, имеющих жемчужные рамки. Их можно увить после трансформации яйца на 8 частей, образующих ширму. Миниатюры нарисованы придворным художником Иоганнесом Зенграфом на слоновой кости. С обратной стороны миниатюр перечислены изображенные учреждения. «Девятая панель» служит исключительно как подставка для раскрытого яйца.

На панелях яйца изображены:

История

В силу того, что на яйце выгравированы даты «1797» и «1897», многие годы яйцо «Пеликан» относили к 1897 году, однако, согласно счёту Фаберже данное яйцо было подарено Николаем II Марии Фёдоровне на Пасху 1898 года.

В 1930 году, императорское яйцо Пеликан с 8 овальными миниатюрами стало одним из десяти ювелирных яиц, проданных конторой «Антиквариат» Арманду Хаммеру из Нью-Йорка. Хаммер демонстрировал яйца вмести с другими императорскими сокровищами на различных выставках на территории США[2] Между 1936 и 1938 годом оно было приобретено Лилиан Томас Пратт, женой президента General Motors Джона Пратта (англ.)русск.. После её смерти в 1947 году по завещанию яйцо было передано Виргинскому музею изобразительных искусств (англ.)русск. в Ричмонде.[1] Оно до сих пор остаётся в открытой части экспозиции музея.

Примечания

Ссылки

dik.academic.ru

Коронационное (яйцо Фаберже) - это... Что такое Коронационное (яйцо Фаберже)?

Коронационное — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.

Над ним работали ювелиры Михаил Перхин, Генрик Вигстрём и Георг Штейн, создавший миниатюрную копию кареты. Яйцо было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II. Этот значимый символ Российской истории был представлен в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне.

Яйцо является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Оно часто экспонировалось в музее Эрмитаж (в особенности в Зимнем дворце) в Санкт-Петербурге, а также множестве музеев по всему миру как часть временных экспозиций. В настоящий момент находится в собственности фонда Виктора Вексельберга «Связь времён».

Дизайн

Сквозь зеленовато-жёлтую эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая гильошированая поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решёткой из лавровых листьев зелёного золота, воспроизводящая ткань платья императрицы на процессе коронации. На вершине она замыкается венком алмазов. На перекрещениях решётки размещаются двуглавые орлы из чёрной эмали с алмазами на щитах и голубой эмалью на лентах. Сверху на яйце, под крупным портретным бриллиантом находится монограмма императрицы Александры Фёдоровны, усыпанная бриллиантам и рубинами огранки розой на белом эмалевом фоне. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине чёрной по белой эмали датой «1897», видимой сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких.[1]

Сюрприз

Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, проходившей в Успенском соборе Москвы. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам — императорские орлы, в центре её — усыпанная алмазами императорская корона. На дверях кареты изображены гербы Российской Империи из золота и бриллиантов, а окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускается крохотная подножка. Внутри кареты сидение и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре находится золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.

В число утерянных сюрпризов входят изумрудный или бриллиантовый кулон, подвешиваемый на крюк внутри кареты, прозрачная стеклянная подставка из жадеита для демонстрации кареты и подставка из серебряной позолоченной нити.

История

Коронация императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны (Лауриц Туксен, 1898 год)

Коронация Николая II и его супруги, Александры Фёдоровны стала поводом для создания памятного ювелирного яйца «Коронационное». Процесс коронации, проходивший 14 мая 1896 года, отметился всенародном ликованием и гордостью за Романовых, на котором собрались толпы зрителей. Русские дворяне и приглашенные гости собрались на православный день Успения Богородицы в Успенском соборе. Трон императора, бывший трон Михаила Фёдоровича был инкрустирован 870 бриллиантами, рубинами и жемчужинами. Трон императрицы, известный трон Ивана Великого из слоновой кости, также был украшен множеством редких драгоценных камней.

Миниатюрная золотая карета, находящаяся внутри яйца, является точной копией золотой кареты Екатерины Великой 1793 года, используемой родом Романовых при транспортировке царской семьи на коронационной неделе. Другим артефактом является 4 кг Большая императорская корона, выполненная Иеремием Позье в 1762 году для коронации Екатерины Великой.

Коронация в Москве 26 мая 1896 года была самой роскошной церемонией из всех, что я видел. Она была почти восточной и продолжалась 10 дней. В Москве собор был полон изображениями святых на золотом фоне, а на всех священниках были золотые ризы, украшенные вышивкой и драгоценными камнями. Во всех церемониях ощущался глубокий мистический смысл и византийские традиции. Миропомазанные император и императрица стали Божьими Помазанниками. Император, как священник, причащается в алтаре. После этого он перед троном снимает с головы корону, встает на колени и молится вслух замечательной молитвой за свой народ. Потом произносят молитву за императора, и он поднимается, и в этот момент он единственный неколенопреклоненный человек во всей Российской Империи. Процессия людей, входящих в собор и выходящих из него, проходит по возвышению, которое на уровне голов, стоящих вокруг, поэтому можно видеть всех, кто принимает участие в церемонии. Процессия как будто состоит лишь из людей в парадной форме, все блестит золотом и серебром, император и императрица в золотых с горностаем мантиях стоят под огромным балдахином, все великие княгини усыпаны драгоценностями. Все происходит как в волшебном сне, потому что все озарено ярким сиянием солнца

Владельцы яйца

Царская семья

Ювелирное яйцо было подарено императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1897 года. Оно находилось в комнате императрицы в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. После революции 1917 года яйцо было конфисковано Временным правительством и вошло в список драгоценностей, вывезенных из Аничкова дворца. Оно было перевезено в Оружейную палату Кремля, а в 1922 году передано в Совнарком для продажи.

Дальнейшие перемещения

Во время голода 1921 года, богатый американский врач, Арманд Хаммер, смог приобрести множество произведений искусства, которые могли пропасть без вести после революции 1917 года. Хаммер при помощи переговоров смог приобрести 11 яиц Фаберже, но договориться о покупке «Коронационного» так и не смог. Вместо него в 1927 году через контору «Антиквариат» его купил Эммануэль Сноумен для галереи Wartski (англ.)русск., расположенной в Лондоне. После этого, в 1934 году яйцо было продано коллекционеру Чарльзу Парсонсу, но в 1945 году оно вновь попало в Wartski и находилось там вплоть до 1979 года.[2]

Конец XX века

В марте 1979 года яйцо было продано Малькому Форбсу (англ.)русск. за $2160 вместе с «Розово-лиловым яйцом с тремя миниатюрами».[1] 4 февраля 2004 года аукцион Сотбис сообщил о продаже более 180 произведений искусств Фаберже, включая 9 редких ювелирных яиц Виктору Вексельбергу.[3] Официальная стоимость яйца «Коронационное» не разглашается Сотбис для избежания спекуляций. Однако, CNN на следующий день после продажи «...это было очень серьезное предложение для семьи Форбс». По приблизительным оценкам стоимость яйца составляла $24 млн.

... коллекция реально бесценна. Её значение для российской истории огромно. И я очень рад, что мне удалось её приобрести и вернуть в нашу страну.

Яйцо в фильмах

Точная копия яйца «Коронационное» была использована в криминальном фильме «Двенадцать друзей Оушена», вышедшем в 2004 году. Копия была изготовлена дизайн-студией Vivian Alexander, известной созданием копий множества ювелирных изделий для частных и публичных коллекций. Стоимость копии составила около $4000. В фильме яйцо было украдено во время великого ограбления музея Рима пресловутыми 12 друзьями Оушена.

В фильме из цикла о Джеймсе Бонде «Осьминожка» (1983) есть эпизод, где таинственным образом фальшивое яйцо «Коронационное» появляется на вечеринке в британском посольстве в Западном Берлине. В основе сюжета фильма лежит короткий рассказ «Осьминожка», написанный Яном Флемингом в 1966 году.

Примечания

Ссылки

brokgauz.academic.ru

Коронационное (яйцо Фаберже) - это... Что такое Коронационное (яйцо Фаберже)?

Коронационное — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.

Над ним работали ювелиры Михаил Перхин, Генрик Вигстрём и Георг Штейн, создавший миниатюрную копию кареты. Яйцо было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II. Этот значимый символ Российской истории был представлен в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне.

Яйцо является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Оно часто экспонировалось в музее Эрмитаж (в особенности в Зимнем дворце) в Санкт-Петербурге, а также множестве музеев по всему миру как часть временных экспозиций. В настоящий момент находится в собственности фонда Виктора Вексельберга «Связь времён».

Дизайн

Сквозь зеленовато-жёлтую эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая гильошированая поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решёткой из лавровых листьев зелёного золота, воспроизводящая ткань платья императрицы на процессе коронации. На вершине она замыкается венком алмазов. На перекрещениях решётки размещаются двуглавые орлы из чёрной эмали с алмазами на щитах и голубой эмалью на лентах. Сверху на яйце, под крупным портретным бриллиантом находится монограмма императрицы Александры Фёдоровны, усыпанная бриллиантам и рубинами огранки розой на белом эмалевом фоне. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине чёрной по белой эмали датой «1897», видимой сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких.[1]

Сюрприз

Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, проходившей в Успенском соборе Москвы. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам — императорские орлы, в центре её — усыпанная алмазами императорская корона. На дверях кареты изображены гербы Российской Империи из золота и бриллиантов, а окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускается крохотная подножка. Внутри кареты сидение и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре находится золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.

В число утерянных сюрпризов входят изумрудный или бриллиантовый кулон, подвешиваемый на крюк внутри кареты, прозрачная стеклянная подставка из жадеита для демонстрации кареты и подставка из серебряной позолоченной нити.

История

Коронация императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны (Лауриц Туксен, 1898 год)

Коронация Николая II и его супруги, Александры Фёдоровны стала поводом для создания памятного ювелирного яйца «Коронационное». Процесс коронации, проходивший 14 мая 1896 года, отметился всенародном ликованием и гордостью за Романовых, на котором собрались толпы зрителей. Русские дворяне и приглашенные гости собрались на православный день Успения Богородицы в Успенском соборе. Трон императора, бывший трон Михаила Фёдоровича был инкрустирован 870 бриллиантами, рубинами и жемчужинами. Трон императрицы, известный трон Ивана Великого из слоновой кости, также был украшен множеством редких драгоценных камней.

Миниатюрная золотая карета, находящаяся внутри яйца, является точной копией золотой кареты Екатерины Великой 1793 года, используемой родом Романовых при транспортировке царской семьи на коронационной неделе. Другим артефактом является 4 кг Большая императорская корона, выполненная Иеремием Позье в 1762 году для коронации Екатерины Великой.

Коронация в Москве 26 мая 1896 года была самой роскошной церемонией из всех, что я видел. Она была почти восточной и продолжалась 10 дней. В Москве собор был полон изображениями святых на золотом фоне, а на всех священниках были золотые ризы, украшенные вышивкой и драгоценными камнями. Во всех церемониях ощущался глубокий мистический смысл и византийские традиции. Миропомазанные император и императрица стали Божьими Помазанниками. Император, как священник, причащается в алтаре. После этого он перед троном снимает с головы корону, встает на колени и молится вслух замечательной молитвой за свой народ. Потом произносят молитву за императора, и он поднимается, и в этот момент он единственный неколенопреклоненный человек во всей Российской Империи. Процессия людей, входящих в собор и выходящих из него, проходит по возвышению, которое на уровне голов, стоящих вокруг, поэтому можно видеть всех, кто принимает участие в церемонии. Процессия как будто состоит лишь из людей в парадной форме, все блестит золотом и серебром, император и императрица в золотых с горностаем мантиях стоят под огромным балдахином, все великие княгини усыпаны драгоценностями. Все происходит как в волшебном сне, потому что все озарено ярким сиянием солнца

Владельцы яйца

Царская семья

Ювелирное яйцо было подарено императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1897 года. Оно находилось в комнате императрицы в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. После революции 1917 года яйцо было конфисковано Временным правительством и вошло в список драгоценностей, вывезенных из Аничкова дворца. Оно было перевезено в Оружейную палату Кремля, а в 1922 году передано в Совнарком для продажи.

Дальнейшие перемещения

Во время голода 1921 года, богатый американский врач, Арманд Хаммер, смог приобрести множество произведений искусства, которые могли пропасть без вести после революции 1917 года. Хаммер при помощи переговоров смог приобрести 11 яиц Фаберже, но договориться о покупке «Коронационного» так и не смог. Вместо него в 1927 году через контору «Антиквариат» его купил Эммануэль Сноумен для галереи Wartski (англ.)русск., расположенной в Лондоне. После этого, в 1934 году яйцо было продано коллекционеру Чарльзу Парсонсу, но в 1945 году оно вновь попало в Wartski и находилось там вплоть до 1979 года.[2]

Конец XX века

В марте 1979 года яйцо было продано Малькому Форбсу (англ.)русск. за $2160 вместе с «Розово-лиловым яйцом с тремя миниатюрами».[1] 4 февраля 2004 года аукцион Сотбис сообщил о продаже более 180 произведений искусств Фаберже, включая 9 редких ювелирных яиц Виктору Вексельбергу.[3] Официальная стоимость яйца «Коронационное» не разглашается Сотбис для избежания спекуляций. Однако, CNN на следующий день после продажи «...это было очень серьезное предложение для семьи Форбс». По приблизительным оценкам стоимость яйца составляла $24 млн.

... коллекция реально бесценна. Её значение для российской истории огромно. И я очень рад, что мне удалось её приобрести и вернуть в нашу страну.

Яйцо в фильмах

Точная копия яйца «Коронационное» была использована в криминальном фильме «Двенадцать друзей Оушена», вышедшем в 2004 году. Копия была изготовлена дизайн-студией Vivian Alexander, известной созданием копий множества ювелирных изделий для частных и публичных коллекций. Стоимость копии составила около $4000. В фильме яйцо было украдено во время великого ограбления музея Рима пресловутыми 12 друзьями Оушена.

В фильме из цикла о Джеймсе Бонде «Осьминожка» (1983) есть эпизод, где таинственным образом фальшивое яйцо «Коронационное» появляется на вечеринке в британском посольстве в Западном Берлине. В основе сюжета фильма лежит короткий рассказ «Осьминожка», написанный Яном Флемингом в 1966 году.

Примечания

Ссылки

dal.academic.ru