Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых». Фаберже пасхальное яйцо


Пасхальные яйца Фаберже.

Начиная с 1885 до 1916 года придворный ювелир царской семьи, Карл Фаберже, преподносил царю по одному шедевру в год. Общее количество, созданных Фаберже для императорской семьи пасхальных яиц, составляет 50.

Пасха до революции была любимым праздником людей России, так как совпадала с приходом весны, тепла и пробуждением природы. В конце XIX столетия Пасха приобрела универсальное значение: образовалась целая отрасль прикладного искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Пасхальные яйца производились в огромном количестве, и изготовлялись они из самых разных материалов - стекла, фарфора, дерева, различных поделочных материалов, камней, и цветов.

Балерина Матильда Кшесинская в свое время рассказывала, как на Пасху ей подарили большое яйцо из живых ландышей, а к нему было прикреплено миниатюрное драгоценное яйцо, которое можно было носить как брелок. Однажды ей подарили простое соломенное яйцо, внутри которого, лежали упакованные чудесные вещицы от Фаберже.Императорские Пасхальные Яйца Фаберже

Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже считались вершиной жанра пасхального прикладного искусства, они стали своеобразным символом эпохи.

Царь Александр III дарил пасхальные яйца Фаберже своей жене Марии Федоровне, царь Николай II преподносил в качестве подарков своей матери, и жене Александре Федоровне. Предположительно, что императоры дарили пасхальные яйца, произведенные Фаберже и другим членам царской семьи. В настоящее время известно только 42 сохранившихся шедевров Фаберже.

Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие - чтобы произведение не имело повтора.

Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император.

Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.

Техника выполнения яиц

Сделанные яйца скреплялись застежками и петлями, чтобы при необходимости, их можно было легко разобрать для ухода за ними или ремонта. В свою очередь использование такой техники и такая конструкция изделия, снимали многие ограничения в выборе материалов. Фаберже сочетал использование драгоценных материалов с недорого стоящими материалами, но удобными в обработке.

«Скорлупа» яйца эмалировалась в известной технике Фаберже. Если яйцо состояло из двух раскрывающихся половинок, дизайн разрабатывался так, чтобы отделка тщательно маскировала смыкающиеся края обеих половинок.

Декоративные накладки, крепящиеся к поверхности пасхальных яиц, не только определяли особенности художественного стиля, но и способствовали созданию сюжетов, которые предвосхищали или подчеркивали значение находящихся внутри сюрпризов. Выбор материала для изготовления декоративных отделок зависел от их предназначения.

При изготовлении пасхальных яиц как заменитель золота, обладающий и красотой, и прочностью, использовались золоченая бронза, позолоченное серебро. Серебро применялось также для изготовления рамок миниатюрных портретов-сюрпризов, так как имело самую блестящую поверхность из всех материалов. Для чисто декоративных целей Фаберже часто использовал цветное золото. Подбирая соотношение чистого золота и других чистых металлов, он получал набор оттенков различной насыщенности.

Многие пасхальные яйца украшены сплошной декоративной сеткой (cagework), которая изготовлялась из весьма разнообразных материалов.

Большая часть деталей внешней отделки, начиная с каркасов и фестонов из золота разных оттенков и кончая листьями и стеблями цветов на пасхальном яйце “Ландыши”, крепились к оболочке яйца при помощи миниатюрных застежек. Застежки, припаянные к обратной стороне деталей, вставлялись в отверстия в оболочках. Затем они сгибались вдоль внутренней поверхности оболочки, чтобы прочно закрепить украшения. Во время сверления отверстий в эмалированной оболочке яйцо погружали в воду, чтобы сверло не перегрелось и не повредило эмалированное покрытие.

Сюрпризы в яйцах Фаберже

В числе “сюрпризов” спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже - миниатюрные модели, сделанные из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей, событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы - по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца. Другие секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца.

Открывающиеся части яйца крепились на шарнирах. Верхняя часть оболочки яйца выполняла роль крышки. Боковые части были створками, открывающимися вверх или вниз в зависимости от расположения шарниров. Деталь внешнего корпуса яйца, скрывающая сюрприз, обычно крепилась на пружинных шарнирах, которые сконструированы таким образом, что при нажатии кнопки или собачки она плавно открывалась.

Не существовало предмета, объекта или растения, который бы не смогли воспроизвести мастера Фаберже в качестве сюрприза для пасхального яйца. Макет Гатчинского дворца с прилегающими территориями, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из золота четырех цветов. Макет памятника Петру I, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в “сюрпризе”. Пасхальное яйцо Фаберже “Гатчинский дворец” находится в городе Балтимор, штат Мерилэнд, США, Музей Всемирного художественного искусства Волтера (The Walters Art Museum).

Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимал и опускал три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны в пасхальном яйце “Ландыши”. В некоторые яйца встроены часы, механизмы которых заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца.

Пожалуй, самым знаменитым “сюрпризом” является коронационная карета из пасхального яйца “Коронационное” - миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма (8см), сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, которая использовалась при коронации Николая II и его жены 1896 г. “Занавески” выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.

Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце “Великий Сибирский путь” является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца.

Выполненное в лучших традициях Фаберже пасхальное яйцо “Великий Сибирский путь” и его “сюрприз” входят в число тех произведений искусства, что радуют глаз, пленяют воображение и греют душу.

Девять яиц возвращенные в Россию

4 февраля 2004 аукционный дом Sotheby's объявил о продаже по частному соглашению коллекции Фаберже Форбса российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию. До возвращения в Россию коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была представлена на общественной выставке в Сотби в Нью-Йорке. Эта часть коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов, окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотби осуществлял эту частную сделку от имени семейства Форбс.

По материалам: Императорские пасхальные яйца Фаберже

Пасхальные яйца Фаберже из коллекции Московского Кремля (Оружейной палаты)

Пасхальные яйца Фаберже.

Один из самых старейших и богатых музеев Московского Кремля - Оружейная палата, обладающая замечательным собранием памятниковдекоративно-прикладного искусства. В коллекции национальной сокровищницы представлены изделия русских ювелирных фирм XIX и начала XX веков. Среди них - произведения знаменитой фирмы Фаберже: часы, портсигары, ювелирные украшения, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, оправы хрустальных ваз, миниатюрные скульптурные фигурки из цветных поделочных камней.

Гордость коллекции - десять императорских пасхальных яиц с сюрпризами, которые являются вершиной творческого вдохновения и отточенного мастерства целой плеяды выдающихся ювелиров и художников под руководством Карла Фаберже, которого в начале XX столетия в Париже признали Мэтром - одним из лучших ювелиров современности.Пасхальные яйца Фаберже.Изготовление изыскано украшенных пасхальных яиц было и традицией, истаринным ремеслом в России. Задолго до того, как Фаберже начал создавать ювелирные яйца для императорской семьи, яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его талантливая команда художников, ювелиров, камнерезов, скульпторов-модельщиков и миниатюристов сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до беспримерного и непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них - миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из "пушистого" золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.

Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.

Яйцо с моделью крейсера "Память Азова", 1891

Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.

На броненосном корабле "Память Азова", построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая - фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.

Яйцо было подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.

Яйцо-часы, 1899Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.

Стрелка часов напоминает стрелу Амура, выпущенную из лука; она окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене, императрице Александре Федоровне.

Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Это пасхальное яйцо - характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.

Яйцо-клевер, 1902Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.

На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле "модерн" с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.

Яйцо "Московский Кремль", 1904-1906Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля - одновременно величественного и сказочно - нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.

Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.

Александровский дворец был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали "царскосельскими отшельниками".

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г.

Яйцо с моделью яхты "Штандарт", 1909

Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.

Яхта "Штандарт" была любимой яхтой Николая II. На ней семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г.

Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910

Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Модель внутри яйца воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.

Яйцо "300-летие дома Романовых", 1913Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты "1613" и "1913". Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.

Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916Пасхальные яйца Фаберже.Пасхальные яйца Фаберже.Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г. 

s30556663155.mirtesen.ru

Пасхальные яйца Фаберже. - История искусств

Начиная с 1885 до 1916 года придворный ювелир царской семьи, Карл Фаберже, преподносил царю по одному шедевру в год. Общее количество, созданных Фаберже для императорской семьи пасхальных яиц, составляет 50.

Пасха до революции была любимым праздником людей России, так как совпадала с приходом весны, тепла и пробуждением природы. В конце XIX столетия Пасха приобрела универсальное значение: образовалась целая отрасль прикладного искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Пасхальные яйца производились в огромном количестве, и изготовлялись они из самых разных материалов - стекла, фарфора, дерева, различных поделочных материалов, камней, и цветов.

Балерина Матильда Кшесинская в свое время рассказывала, как на Пасху ей подарили большое яйцо из живых ландышей, а к нему было прикреплено миниатюрное драгоценное яйцо, которое можно было носить как брелок. Однажды ей подарили простое соломенное яйцо, внутри которого, лежали упакованные чудесные вещицы от Фаберже.Императорские Пасхальные Яйца Фаберже

Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже считались вершиной жанра пасхального прикладного искусства, они стали своеобразным символом эпохи.

Царь Александр III дарил пасхальные яйца Фаберже своей жене Марии Федоровне, царь Николай II преподносил в качестве подарков своей матери, и жене Александре Федоровне. Предположительно, что императоры дарили пасхальные яйца, произведенные Фаберже и другим членам царской семьи. В настоящее время известно только 42 сохранившихся шедевров Фаберже.

Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие - чтобы произведение не имело повтора.

Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император.

Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.

Техника выполнения яиц

Сделанные яйца скреплялись застежками и петлями, чтобы при необходимости, их можно было легко разобрать для ухода за ними или ремонта. В свою очередь использование такой техники и такая конструкция изделия, снимали многие ограничения в выборе материалов. Фаберже сочетал использование драгоценных материалов с недорого стоящими материалами, но удобными в обработке.

«Скорлупа» яйца эмалировалась в известной технике Фаберже. Если яйцо состояло из двух раскрывающихся половинок, дизайн разрабатывался так, чтобы отделка тщательно маскировала смыкающиеся края обеих половинок.

Декоративные накладки, крепящиеся к поверхности пасхальных яиц, не только определяли особенности художественного стиля, но и способствовали созданию сюжетов, которые предвосхищали или подчеркивали значение находящихся внутри сюрпризов. Выбор материала для изготовления декоративных отделок зависел от их предназначения.

При изготовлении пасхальных яиц как заменитель золота, обладающий и красотой, и прочностью, использовались золоченая бронза, позолоченное серебро. Серебро применялось также для изготовления рамок миниатюрных портретов-сюрпризов, так как имело самую блестящую поверхность из всех материалов. Для чисто декоративных целей Фаберже часто использовал цветное золото. Подбирая соотношение чистого золота и других чистых металлов, он получал набор оттенков различной насыщенности.

Многие пасхальные яйца украшены сплошной декоративной сеткой (cagework), которая изготовлялась из весьма разнообразных материалов.

Большая часть деталей внешней отделки, начиная с каркасов и фестонов из золота разных оттенков и кончая листьями и стеблями цветов на пасхальном яйце “Ландыши”, крепились к оболочке яйца при помощи миниатюрных застежек. Застежки, припаянные к обратной стороне деталей, вставлялись в отверстия в оболочках. Затем они сгибались вдоль внутренней поверхности оболочки, чтобы прочно закрепить украшения. Во время сверления отверстий в эмалированной оболочке яйцо погружали в воду, чтобы сверло не перегрелось и не повредило эмалированное покрытие.

Сюрпризы в яйцах Фаберже

В числе “сюрпризов” спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже - миниатюрные модели, сделанные из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей, событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы - по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца. Другие секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца.

Открывающиеся части яйца крепились на шарнирах. Верхняя часть оболочки яйца выполняла роль крышки. Боковые части были створками, открывающимися вверх или вниз в зависимости от расположения шарниров. Деталь внешнего корпуса яйца, скрывающая сюрприз, обычно крепилась на пружинных шарнирах, которые сконструированы таким образом, что при нажатии кнопки или собачки она плавно открывалась.

Не существовало предмета, объекта или растения, который бы не смогли воспроизвести мастера Фаберже в качестве сюрприза для пасхального яйца. Макет Гатчинского дворца с прилегающими территориями, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из золота четырех цветов. Макет памятника Петру I, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в “сюрпризе”. Пасхальное яйцо Фаберже “Гатчинский дворец” находится в городе Балтимор, штат Мерилэнд, США, Музей Всемирного художественного искусства Волтера (The Walters Art Museum).

Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимал и опускал три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны в пасхальном яйце “Ландыши”. В некоторые яйца встроены часы, механизмы которых заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца.

Пожалуй, самым знаменитым “сюрпризом” является коронационная карета из пасхального яйца “Коронационное” - миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма (8см), сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, которая использовалась при коронации Николая II и его жены 1896 г. “Занавески” выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.

Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце “Великий Сибирский путь” является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца.

Выполненное в лучших традициях Фаберже пасхальное яйцо “Великий Сибирский путь” и его “сюрприз” входят в число тех произведений искусства, что радуют глаз, пленяют воображение и греют душу.

Девять яиц возвращенные в Россию

4 февраля 2004 аукционный дом Sotheby's объявил о продаже по частному соглашению коллекции Фаберже Форбса российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию. До возвращения в Россию коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была представлена на общественной выставке в Сотби в Нью-Йорке. Эта часть коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов, окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотби осуществлял эту частную сделку от имени семейства Форбс.

По материалам: Императорские пасхальные яйца Фаберже

 

history-of-art.livejournal.com

Пасхальные яйца Фаберже - ДПИ журнал

Yaytsa Фаберже 02С 1885года и до самой  революции прославленный  Карл Фаберже делал знаменитую  ювелирную сериею - яйца Фаберже. Семьдесят с лишним поражающих воображений изделий стали символом роскоши не только Императорского дома, но и символом роскоши в целом.

Самое первое творение  Фаберже изготовил для сюрприза на пасху для  супруги Александра III – то есть, Марии Федоровны. В курином яйце отдыхала золотая курочка, а внутри оной была ещё и  рубиновая корона.  Идея была не нова, в Копенгагене, в замке Розенберг, и в Вене в музее Истории искусств имеются такие изделия. Жена была в восторге, а Фаберже стал придворным ювелиром.

Faberzhe1

 Естественно яйца стали дарить ежегодно. Николай второй заказывал сразу два подарка: для  матери Марии Федоровны и для Александры Федоровны. Мастера  Михаил Перхин, Генрих Вигстрем, Август Хольстром, Эрик Коллин и другие делали свои творения для Фаберже в течении года.  Фаберже стал модным, и заказы посыпались рекой.

 

Золотопромышленник Александр Фердинандович Кельх на мелочи не разменивался, и подарил жене семь яиц сразу. Его супруга, в девичестве Варвара Базанова, владела Ленскими золотыми приисками. Сами яйца делал прославленный художник Михаил Перхин. Кстати, особенно было модно подарить яйцо такое же, «как государь своей супруге». Именно в этом стиле первое яйцо, которое Кельх купил жене, и было сделано.

 

 Яйцо Фаберже «Курочка Кельха» 1898г. Повторяет иконографию первого императорского «Куриного» яйца. Первый владелец- Варвара Кельх-Базанова.

Yaytsa Фаберже 03

Жёлтое золото, алмазы, прозрачная гвоздичная и зеленая эмаль и непрозрачная белая эмаль. Высота: 9,5 с. В 1933 году было продано в Англию.  На Рождество 1933 года подарено Королем Георгием пятым  Королеве Мэри. В 1953 году  унаследовано Королевой Елизоветой второй. Владелец на данный момент - Королева Елизовета II, Англия.

Yaytsa Фаберже 04

 Золото, серебро, алмазы и прозрачная синяя эмаль. Миниатюрный слон сделан из серебра, золота, слоновой кости, алмазов и красно-зеленой эмали. В 1920 году  продано в Париже Ла Вииль Русси. В 1928 году  продано американскому покупателю. 1929 – 1989 годы находилось в  США.В 1989 году продано  Джоану Кроку, вдове создателя корпорации McDonald’s , она купила на Christie’s пасхальное яйцо Фаберже под названием  «Сосновая шишка» за 3,14 миллиона долларов.

Yaytsa Фаберже 05

 Материал: нефрит, зеленое и красное золото, серебро, алмазы, матовая розовая и белая эмали и бархат. Высота: 11,5 см, Длина: 14 см.  Яйцо стоит на четырех вырезанных золотых ногах, вылепленных как искривленные ветви.  В 1994 году  продано на аукционе Кристи, Женева анонимному российскому покупателю, а в ноябре 1996 года  продано с аукциона Сотби  Адольфу Питер Вадусу, Лихтенштейн.

Yaytsa Фаберже 06

 Платина, алмазы, прозрачная зеленая эмаль и шелк. Сюрприз: белая эмаль, алмазы, шёлк.  Яйцо установлено на 3 золотых ногах и украшено в стиле рококо, с платиновыми цветами с алмазами и золотыми пальмами, также украшенными алмазами. Cюрприз — золотая тренога с гравированным сердечком с тремя миниатюрами. С 1962 года находится  в частной коллекции Фрумсона, США.

Yaytsa Фаберже 07

Золото, халцедон, алмазы,  жемчуг, прозрачная белая эмаль, бархат. Коробка выполнена из агата,  портрет- алмазы, белая эмаль и рубины кабошона. Яйцо покрыто прозрачной белой эмалью, разделено на двенадцать секторов золотыми полосами с чередованием алмазов жемчуга и граната; каждая вершина украшена камнем кабошона, окруженным алмазами. Яйцо открывается, чтобы показать сюрприз- овальную коробку из агата, украшенную крупным алмазом под которым видна дата 1903. Коробка содержит миниатюрный кулон. Миниатюрный кулон сделан из золота, и цветной эмали.

Yaytsa Фаберже 08

 Часы в форме пасхального яйца, покрытые ярко-синей, прозрачной эмалью поверх зигзагообразного гильоше, увенчанного провисающими лавровыми гирляндами, перевитыми лентами красного золота. Циферблат белой эмали расписан замкнутым, огибающим каждую цифру красно-зеленым орнаментом из листьев и ягод. Яйцо опоясано фризом, выложенным жемчугом. Яйцо завершено плоской, ажурно орнаментированной розеткой, под которой скрывается «сюрприз» – петушок - шантеклер пестрой и яркой эмали, усыпанный алмазами. Каждый час розетка откидывается и из- под нее поднимается шантеклер, который поет, взмахивая крыльями и открывая клюв. На оборотной стороне яйца имеется круглая ажурная дверка к сложному часовому механизму. Подпись по-русски на клейме - Яков Ляпунов.

Yaytsa Фаберже 11

Yaytsa Фаберже 12

Не было для прославленных мастеров Фаберже задач невозможных. Макет Гатчинского дворца и его прилегающих территорий, вместе с деревьями, с фонарными столбами, был сделан  из гравированного и текстурированного золота четырех разных  цветов. Макет памятника Петру Первому, сделанного  знаменитым  Фальконе по заказу Екатерины Великой, тоже нашел своё воплощение в "сюрпризе".

Yaytsa Фаберже 09

Yaytsa Фаберже 10

Применялись и механизмы. Три маленьких портрета:  Николая II и его дочек Татьяны и Ольги поднимались и опускались в  пасхальном яйце под названием  "Ландыши".

Опубликовать

Поделитесь с друзьями:

Возможно вас заинтересует:

rode.land

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 1 – Пасхальное яйцо «Клевер»

Яйцо «Клевер» из собрания музеев Московского Кремля - последнее произведение главного ювелира Михаила Перхина, воплотившего замысел Карла Фаберже. Оно было заказано Николаем II для императрицы Александры Федоровны и подарено им на Пасху в 1902 году.

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 2 – Портрет императрицы Александры Федоровны

Яйцо «Клевер» выполнено в стиле модерн с выразительными линиями цветочных мотивов. Фаберже были близки идеалы 19 столетия, когда нежность и любовь можно было изысканно выразить сентиментальным и слегка наивным языком цветов.

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 3 – Ювелирные изделия западных мастеров в стиле модерн конца 19 века

Изделия Фаберже, созвучные духу времени, всегда отличались индивидуальными и только ему присущими способами выражения человеческих эмоций. Российский ювелир избегал эксцентричности, присущей французским ювелирам, работавшим в стиле модерн с использованием изображений редких и экзотических растений.

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 4 - Открытое яйцо

Тонко чувствующий прекрасное в окружающем мире, Фаберже создавал шедевры со скромными незабудками, ландышами, полевым клевером, анютиными глазками, которые, к тому же, символизировали и раскрывали сложную гамму человеческих чувств.

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 5 – Фрагмент яйца «Клевер»

Обратившись за вдохновением к природе, он создал композиции на основе живых привычных растений средней полосы России. Но с какой любовью они были исполнены!

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 6 - Фрагмент яйца «Клевер»

Яйцо соткано из мельчайших золотых трилистников клевера, лепестки которых заполнены прозрачной светящейся эмалью с золотыми прожилками или выложены мелкими алмазами. Между лепестками клевера вьются ленточки из мелких рубинов, считавшихся камнями страстной любви.

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 7 – Фрагмент яйца филигранной техникой исполнения

Тонкая ажурная подставка яйца выполнена в виде плавно вытянутых стеблей с листьями клевера из зеленоватого золота.

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 8 – Фрагмент подставки яйца

Сюрприз яйца был потерян. Осталось только описание изделия в архивных документах. В нем указывалось, что внутри яйца находился большой четырехлистник клевера, выложенный большими бриллиантами и алмазами с огранкой «роза» и украшенный четырьмя портретными миниатюрами. Есть основания предполагать, что на них были изображения дочерей императора.

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 9 – Яйцо с четырехлистником клевера

Четырехлистник клевера очень редко встречается в природе и издавна считается эмблемой удачи. Изготовленный в качестве сюрприза, он символизировал исполнение давней юношеской мечты императора о счастливом союзе с принцессой Алисой, любви и семье.

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 10 – Семья Николая II

Пасхальное яйцо «Клевер» - не единственный шедевр для императорской семьи в стиле ар нуво. Так в период с 1898 года по 1902 год, были созданы еще пасхальное яйцо «Ландыши» с портретами Николая II и его маленьких дочерей Ольги и Татьяны, подаренное императрице Александре Федоровне.

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 11 – Пасхальное яйцо «Ландыши»

Вторым – было пасхальное яйцо «Анютины глазки», в котором сюрпризом были портретные миниатюры детей и внуков вдовствующей императрицы Марии Федоровны, мастерски исполненные на мольберте – сердечке.

Пасхальное яйцо Фаберже «Клевер»

Фото 12 – Пасхальное яйцо «Анютины глазки»

В настоящее время первое яйцо можно увидеть в коллекции Культурно – исторического фонда «Связь времен», второе яйцо находится в частном собрании США.

Как устроены яйца Фаберже

* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru

Другие статьи про пасхальные яйца Фаберже:

top-voprosov.ru

Пасхальное яйцо Фаберже «Трехсотлетие Дома Романовых»

Гордость земли Русской

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 1 - Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

В 1913 году придворный ювелир Карл Фаберже, получивший заказ от императора Николая II на изготовление пасхального подарка для супруги Александры Федоровны. Темой композиции пасхального яйца была выбрана 300 летний юбилей Дома Романовых.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 2 - Украшения зданий

Важнейшее политическое событие в истории Российской державы потребовало и особого художественного воплощения. Эскиз изделия разработал, скорее всего сын Фаберже , Агафон Карлович, обладавшим неиссякаемой фантазией замыслов. Изготовить будущий шедевр, было поручено Генриху Вигстрему, главному ювелиру фирмы с 1903 года.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 3 – Портрет Генриха Вигстрема

Пасхальное яйцо имеет высоту 19 см, диаметр основания 7,8 см. Изготовлено в различных техниках исполнения: эмаль, литье, чеканка, гравировка, воронение, акварель. Поверхность обработана методом гильошировки: штриховка на металле резцом, создающая удивительную игру света и пространства.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 4 - Фрагмент поверхности яйца

Филигранно изображены многочисленные элементы государственной символики и восемнадцать миниатюрных портретов всех коронованных особ Дома Романовых.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 5 – Галерея миниатюрных портретов

Галерея русских государей была расположена в исторически сложившейся последовательности от родоначальника династии Романовых Михаила Федоровича до императора Николая II. От хронологии мастера отступили только один раз: портрет Николая II находится между портретами его отца Александра III и Петра I в центре композиции.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 6 – Миниатюра с портретом Петра I

Остается загадкой смысл такого решения Фаберже. Возможно, он выражал этим свое особое уважением к славным деяниям царя-реформатора и особую значимость достижений Государя Николая Александровича, в развитии и укреплении могущества Российского государства.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 7 – Миниатюра с портретом Николая II

Миниатюры монархов вдохновенно написаны акварелью по кости и защищены выпуклыми пластинками из горного хрусталя. Рамки портретов обрамлены мелкими алмазами – «монаршими камнями».

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 8 – Фрагмент яйца с портретом Александра III

Ювелиры мастерской Генриха Вигстрема скрупулезно до тончайших деталей проработали отделку самого яйца. Его золотая «скорлупа» украшена белой транспарентной переливчатой эмалью по гильошировке. Далее - золотой чеканной сеткой с рельефными изображениями царских венцов, корон и двуглавых орлов.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 9 – Фрагмент яйца с плоским алмазом

Верх и низ яйца украшены крупными плоскими алмазами, под ними на серебряной фольге начертаны даты «1613» и вензель императрицы внизу и «1913» - вверху.

Сюрприз яйца

Внутри яйца укреплен вращающийся земной шар, на котором размещены два золотых изображения северного полушария. На одном полушарии границы России в 1613 году, на втором изображена территория Российской державы в 1913 году.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 10 – Фрагмент с изображением земного шара

Сам глобус выполнен из вороненой стали, цвет которой придает глубокий синий цвет морям и океанам. Сюрприз яйца «Трехсотлетие Дома Романовых» открывается при нажатии миниатюрной кнопочки и наглядно иллюстрирует мысль о расширении и укреплении Российского Государства под руководством правящей династии Романовых.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 11 – Основание яйца

Основанием для яйца стала миниатюрная копия Государственного щита. Это один из основных царских регалий с конца XVII века, сделанный из дерева, обтянут красным бархатом с декоративными накладками из нефрита и горного хрусталя, украшенными эмалями и драгоценными камнями. Мастера фирмы Фаберже изготовили копию щита для пасхального подарка из ярко-красного пурпуринового стекла. Искры внутренних включений в стекле хорошо передают переливающуюся поверхность красного бархата.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 12 – Подставка под яйцо

Подставка под яйцо выполнена из золоченого серебра, имеет вид трехстороннего гербового орла со скипетром и державой.

Трехсотлетие царствующего Дома Романовых отмечался «торжественно и всенародно» с поистине царским размахом в Санкт-Петербурге, Москве, Владимире, Суздале, Нижнем Новгороде и других городах.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 13 – Празднование в Москве

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 14 – Празднование в Нижнем Новгороде

В связи с годом великого юбилея были выпущены монеты, марки, открытки нагрудные знаки.

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 15 – Юбилейные марки 1913 года

Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Дома Романовых»

Фото 16 – Юбилейный нагрудный знак

Как устроены яйца Фаберже

* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru

Другие статьи про пасхальные яйца Фаберже:

top-voprosov.ru

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 1 – Вид яйца Фаберже «Сибирский поезд»

Пасхальное яйцо «Сибирский поезд» занимает особое место в коллекции пасхальных шедевров Карла Фаберже. Темой и сюжетом его послужили знаменательные в истории России события переломного 1900 года.

Веха в истории России

Во Владивостоке в 1885 году после завершения длительного плавания на крейсере “Память Азова” будущий император Николай II положил начало работам по сооружению Сибирской железной дороги.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 2 – Николай Александрович на закладке Сибирской дороги

Строительству этого пути придавалось важное политическое значение. Уссурийский край вместе с Владивостоком были присоединены к империи лишь в 1859 году. Соединение европейской части России с Азиатской железной дорогой позволяло укрепить позицию государства и его границы. Осуществление этого грандиозного проекта являлось заветной мечтой императора Александра III.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 3 - Цесаревич Николай Александрович 1890 год.

Комитет по руководству строительными работами возглавил, тогда ещё цесаревич Николай Александрович. Для него это стало «первой начальной школой ведения государственных дел». Современники воспринимали сооружение магистрали не только как национальное, но и как династическое предприятие.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 4 – Строительство Сибирской железной дороги

Строительство осуществилось в рекордно короткие сроки – через 5 лет после закладки, в 1900 году работы, в основном, завершились.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 5- Прокладка путей через Сибирскую тайгу

Сибирская железная дорога дала толчок развитию огромной окраины Российской Империи. В иностранной печати того времени это грандиозное сооружение считали событием, не уступавшим по значению открытию Америки и называли «позвоночным хребтом русского великана».

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 6 – Прообраз вагончика-церкви в пасхальном яйце Фаберже

Пасхальное яйцо переломного 1900 года, заказанное Николаем II в подарок императрице Александре Федоровне было посвящено этому историческому событию. “Сибирский поезд” - пасхальный шедевр Карла Фаберже.

Вдохновленный блестяще выполняемыми планами строительства, Карл Фаберже создал великолепный по взлету творческой мысли шедевр, воплотивший в себе множество ярких задумок.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 7 – Яйцо «Сибирский поезд»

Это произведение ювелирного искусства вызывает неподдельное восхищение и современников и потомков за виртуозное воплощение в металле и камне идеи, не уступающее по замыслу творения строительству Великого Сибирского железного пути.

Вдохновение и гений мастеров

Вся композиция помещена на основание из белого оникса и украшено элементами государственной символики. Яйцо поддерживают три позолоченные серебряные фигуры грифонов с мечом и щитом в лапах.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 8 – Фигуры грифонов с мечом и щитом

Они являют собой элементы родового герба династии Романовых. Символы подчеркивают значение того, что великий путь был построен под руководством двух Романовых – императора Александра III и его сына Николая II.

Венчает яйцо трехстороннее изображение двуглавого орла.

Снаружи серебряной “скорлупы” выгравирована карта Российской Империи с транссибирской магистралью и надписью “Великий Сибирский железный путь к 1900 году”. На ней отмечены пунктиром еще недостроенные участки пути.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 9 – Средняя часть яйца с картой России

Сюрпризом яйца является миниатюрный поезд, изготовленный из золота и платины. Он складывается втрое и убирается в яйцо- футляр, внутри обитый бархатом.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 10 – Поезд в яйце - футляре

В составе поезда локомотив, украшенный рубиновым фонарём и бриллиантовыми фарами, и пять вагончиков с окошками из горного хрусталя. На каждом вагончике есть своя микроскопическая надпись: «Прямое Сибирское сообщение» – на первом вагоне. Далее – «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих». Рядом с каждой надписью указано количество посадочных мест – от 18 до 24 и класс вагонов – первый или второй.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 11 –Локомотив поезда

Последним в составе находится вагончик-церковь, прообразом которого послужил настоящий вагон. На крыше этого золотого вагончика установлен миниатюрный православный крест.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 12 – Вагончик-церковь

Он был построен в 1896 году и освящён в присутствии императорской семьи в честь Святой Ольги, покровительницы старшей дочери императора, Ольги Николаевны.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 13 – Княжна Ольга Николаевна

Виртуозным искусством ювелиров и тончайшей работой мастеров, в локомотиве был создан сложный хитроумный механизм. Поворотом золотого ключика состав приходил в движение и мог проехать после завода почти метр.

Триумф Российской Державы на Всемирной выставке в 1900 году

На Всемирной выставке в Париже 1990 года, приуроченной к встрече нового XX века, посетители имели уникальную возможность оценить ювелирное мастерство, воплощенное в пасхальном яйце «Сибирский поезд» среди выставленных экспонатов

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 14 – Павильон России на Всемирной выставке в Париже 1900 год

Специально для экспозиции был привезен и настоящий вагон сибирского поезда. Публика, находясь в роскошном помещении вагона, могла полюбоваться: как за окнами мелькали российские пейзажи – от средней полосы до Дальнего Востока. Они были написаны на длинной бумажной ленте, которую прокручивали за окнами. В другом же павильоне можно было увидеть его миниатюрную копию – воплощенную, в пасхальном яйце императорского Дома Романовых.

Пасхальное яйцо Фаберже с моделью сибирского поезда

Фото 15 – Локомотив поезда

Так на всемирной выставке в Париже Россия предстала перед мировым сообществом как могучая держава, поразившая великими свершениями в своей истории и вызвала всеобщее восхищение превзойденными шедеврами ювелирного искусства.

Как устроены яйца Фаберже

* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru

Другие статьи про пасхальные яйца Фаберже:

top-voprosov.ru


Смотрите также