Карл Фаберже и его шедевры. Пасхальные яйца Фаберже. Фаберже карл яйца


Карл Фаберже – биография, фото, личная жизнь, искусство, музей, смерть

Карл Фаберже: биография

Знаменитый российский мастер, прославившийся изготовлением ювелирных яиц удивительно тонкой и филигранной работы, известен каждому. Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья.

Яйца ФабержеЯйца Фаберже

В жилах искусного мастера текла немецкая и франко-датская кровь с примесью эстонской, но именно Карл Фаберже, стоявший во главе немецкой общины в Санкт-Петербурге, заложил русскую ювелирную школу, главным принципом которой стало безупречное качество.

Время от времени изделия ювелирного дома Фаберже появляются на мировых аукционах и уходят к покупателям за миллионы долларов.

Детство и юность

Родился будущий ювелир в императорской семье весной 1846 года в северной столице. Мама знаменитого мастера – датчанка Шарлотта Юнгштедт, дочь художника. Отец Густав Фаберже родился в Лифляндии (прибалтийский немец) от онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта. В начале 1840-х Густав Фаберже основал в городе на Неве ювелирную мастерскую, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.

Карл ФабержеКарл Фаберже

Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Затем юноша учился коммерческому делу в Дрездене.

После длительного путешествия по городам Европы Карл учился ювелирному делу во Франкфурте у мастера Джозефа Фридмана.

Карл Фаберже в молодостиКарл Фаберже в молодости

Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Северную Пальмиру. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности.

В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы. Поначалу в ее штате числилось 100 рабочих: многих искусных мастеров Карл присмотрел, когда путешествовал по Европе.

Ювелирное искусство и бизнес

Спустя 10 лет изделия дома Фаберже попали на московскую художественно-промышленную выставку, где их заметил и оценил царь Александр III. С этого момента биография ювелира неразрывно связана с императорской семьей, которая покровительствует Карлу Фаберже и популяризирует его изделия в Европе. Романовы заказывают ювелиру украшения, которые дарят родственникам в Дании, Британии, Греции.

Ювелир Карл ФабержеЮвелир Карл Фаберже

В 1900-м русского мастера удостоили титула «мастер Парижской гильдии ювелиров» и вручили учрежденный Наполеоном орден Почетного легиона. На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи – Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство.

Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. Заказал изделие император для супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри – в золотом «желтке» – курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.

Первое яйцо Фаберже «Курочка»Первое яйцо Фаберже «Курочка»

Идея яйца, в котором прятался сюрприз, принадлежит не Карлу Фаберже: первые экземпляры яиц появились в XVIII столетии. Подобные изделия хранились в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар. Российский царь пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине.

Императрице пасхальный сюрприз так понравился, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром и получил заказ: каждый год радовать августейшую семью новым драгоценным яичком с секретом. Николай II унаследовал традицию и удвоил заказ: Карл Фаберже ежегодно к Пасхе изготовлял 2 яйца – матери царя и супруге.

Карл Фаберже и семья Николая IIКарл Фаберже и семья Николая II

Эскиз яйца утверждался главой торгового дома, после чего за работу брались лучшие мастера. История сохранила имена Михаила Перхина (карельского самородка), Августа Хольстрома, Эрика Коллина. При Романовых торговый дом Фаберже вырос до 500 служащих.

«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже, которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для Феликса Юсупова, герцогини Мальборо, Ротшильдов.

Яйцо Фаберже «Херувим и колесница»Яйцо Фаберже «Херувим и колесница»

Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «неювелирными». Но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков.

Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными.

Фабрика Фаберже в Санкт-ПетербургеФабрика Фаберже в Санкт-Петербурге

Торговый дом выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра.

После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже.

Магазин Фаберже в Санкт-ПетербургеМагазин Фаберже в Санкт-Петербурге

Конфискованные шедевры власть продавала, наполняя казну молодого государства. Шесть пасхальных яиц приобрел в петроградском магазине Фаберже представитель британского торгового дома Wartski Эммануил Сноумэн.

Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.

Яйцо Фаберже «Коронационное»Яйцо Фаберже «Коронационное»

Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».

В 2004 году российский предприниматель и миллиардер Виктор Вексельберг за $ 100 млн. выкупил у Малкольма Форбса 9 яиц (в их числе первое – «Курочка») и вернул в Россию. Благодаря бизнесмену в Санкт-Петербурге появился музей Фаберже.

Личная жизнь

Карл Фаберже женился лишь раз: его супругой в 1872 году стала девушка по имени Огюста Джулия Джейкобс. В 1874-м Огюста родила мужу первенца, которого назвали Евгением. Он пошел по стопам отца, выучился ювелирному делу, работал в родительской мастерской, а в начале 1920-х иммигрировал во Францию.

Карл Фаберже с женой и сыном ЕвгениемКарл Фаберже с женой и сыном Евгением

В 1876-м родился второй сын – Агафон Фаберже. Весной 1895-го вступил в семейный бизнес, а в конце 1890-х стал оценщиком императорского двора. Отношения Агафона Карловича с отцом разладились после обвинения в краже (позже в воровстве признался друг семьи). В 1920-х сын знаменитого ювелира трудился уполномоченным Гохрана. В 1927-м сбежал в Финляндию, где жил в бедности.

Третий сын царского ювелира – Александр – родился в 1877 году. Иммигрировал в Париж и вместе с братом Евгением основал фирму «Фаберже и К». Четвертый, младший, сын Карла – Николай – родился в 1884 году. Стал ювелирным дизайнером. С 1906-го работал в филиале фирмы Фаберже в столице Британии.

Карл Фаберже и Амалия КрибельКарл Фаберже и Амалия Крибель

В 56 лет глава ювелирного дома влюбился в 21-летнюю певицу кафешантана Амалию Крибель, чешку. Разводиться с супругой уважаемый ювелир семьи Романовых не собирался, но и страсть к юной Амалии победить не смог. Каждый год Карл Фаберже отправлялся на 3 месяца в Европу, прихватив певицу.

В 1912 году Крибель вышла замуж за князя старинного грузинского рода и взяла фамилию Цицианова. Мужа оставила сразу же, а связь с Карлом не порвала. Амалию называют второй Мата Хари. Цицианову завербовали немцы и австрийцы. Попасть в Россию во время войны помог Фаберже. Весной 1916 года Амалию арестовали и сослали в Сибирь. С Карлом Фаберже последняя возлюбленная больше не встретилась, а у ювелира из-за связи с австрийской шпионкой возникли трудности.

Смерть

Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце.

Родные перевезли главу семейства на берег Женевского озера, который славился климатом. Ограбленный большевиками предприниматель, потерявший дело всей жизни и – по разным оценкам – $ 500 млн, не считая недвижимости, так и не оправился от удара.

Могила Карла ФабержеМогила Карла Фаберже

В сентябре 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Память

  • В Санкт-Петербурге есть Площадь Карла Фаберже
  • 19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге в Дворце Нарышкиных-Шуваловых был открыт Музей Фаберже
  • В Киеве есть мемориальная доска в честь известного ювелира
  • В Одессе на здании гостиницы Пассаж, где в фешенебельных торговых рядах до большевистской революции располагался ювелирный салон Карла Фаберже, установлена мемориальная доска
  • В Баден-Бадене есть музей Фаберже - первый в мире, полностью посвященный работам фирмы ювелира
  • В Москве есть колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже

Фото

24smi.org

биография, творчество, память. Яйца Фаберже :: SYL.ru

Карл Фаберже – это один из самых известных российских ювелиров второй половины XIX - начала XX века. Он явился основателем целой династии, производящей драгоценные изделия. Наиболее известными стали яйца Фаберже, изготавливающиеся для членов российской императорской фамилии, а также для обычных покупателей. Его работы стали символом старой дореволюционной России, роскоши, изящества и утонченного вкуса. Работы известного ювелира высоко ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ранние годы

Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в мае 1846 года в немецкой семье. Его отец основал собственную ювелирную фабрику в столице империи. Будущий знаменитый ювелир получил очень хорошее образование: он путешествовал по Европе, где изучал дело своего отца: сначала молодой человек обучался в Дрездене, затем – у франкфуртского мастера Фридмана. Позже юноша отправляется пополнять свое образование в южных странах: во Франции и Италии. Будучи еще совсем молодым, в возрасте 24 лет, он стал управляющим фирмы своего родителя.

Работа на императорский дом

Карл Фаберже принял участие во Всероссийской выставке в 1882 году, где его работы заметил император Александр III, который обратился к нему с просьбой сделать пасхальный подарок для его жены Марии Федоровны. Мастер создал яйцо из эмали, внутри находилась цветная курочка, в которую, в свою очередь, была помещена маленькая копия императорской короны и драгоценная цепочка. Такая задумка не была полностью оригинальной: дело в том, что еще в XVIII веке существовали три подобных яйца (находящиеся в Вене, Дрездене и Копенгагене), внутри которых также находились короны. Подарок так приглянулся императрице, что с тех пор Карл Фаберже получил звание придворного ювелира и стал получать регулярные заказы, причем не только от представителей российской императорской семьи, но и от членов иностранных королевских домов.

Ювелирные работы

Знаменитый мастер владел целым концерном, в состав которого входило несколько фирм. Каждая из них отличалась независимостью. Мастера, трудившиеся под началом известного ювелира, были самостоятельны в принятии решений и разработке дизайна украшений.

На разработку эскиза и непосредственное изготовление уходило около года. При этом следует учитывать то обстоятельство, что сам Карл Фаберже, биография которого является предметом настоящего обзора, не всегда являлся непосредственным художником-исполнителем. Его команда была интернациональной: в ней трудились мастера из самых разных стран. За счет того, что в среде работников царила творческая атмосфера, каждое изделие фирмы являлось уникальным и оригинальным, что и было главным условием заказов.

Натюрморт и другие работы

Помимо знаменитых пасхальных яиц, фирма производила и множество других драгоценных вещей, которые отличались изяществом и богатством украшений. Одна из самых известных сохранивших работ – натюрморт, созданный в 1905 году. Он представляет собой изображение яичницы, рюмки водки и недокуренной сигары. Несмотря на простоту выбранного сюжета, авторы подошли очень тщательно к выполнению этого изделия, использовав драгоценные камни (яшму, янтарь, белый камень), минералы (хрусталь, кварц), драгоценные металлы (серебро). Кроме того, фирма славилась производством и простых предметов быта, например медных чарок, наперстков. Но наибольшую известность он приобрел, конечно же, благодаря изготовлению украшений. Помимо производства, он также занимался и хранением дорогих вещей представителей аристократии.

Техника

Ювелир получил европейское признание: в Париже его наградили орденом и присудили почетное звание мастера гильдии. В 1900 году в столице было возведено здание ювелирной фабрики, которое было спроектировано родственником мастера, архитектором К. Шмидтом.

В этом помещении находились мастерские и магазины. Это говорило о том, насколько большое значение приобрела фирма в России. Изделия Карла Фаберже были уникальны по своим техническим характеристикам. Мастер стал основателем нового направления в ювелирном деле, начав применять драгоценные и полудрагоценные камни в работе. Также он стал использовать минералы, для чего в столице через некоторое время даже были основаны камнерезные мастерские. На фабрике изготавливались самые разные произведения: кроме пасхальных яиц, которые получили наибольшую известность, ремесленники изготавливали фигурки людей, животных и цветов. Искусство Карла Фаберже заключалось в том, что он даже из самых практичных и бытовых вещей умел сделать настоящий шедевр. Мастера, работавшие на его фирме, использовали самые разнообразные технические приемы: они овладели искусством обработки цветных и прозрачных драгоценных камней, украшали изделия тонкой и очень дорогой эмалью, а также делали фигурки из многоцветного золота, что, пожалуй, было главной изюминкой в производственном процессе. Так, до сих пор никто не может воспроизвести технику гальошированной эмали – искусство нанесения волокнистых линий на поверхность в виде переплетения различных фигур и контуров. Хотя этот прием был известен очень давно, именно ювелир Фаберже и его работники сумели довести данный процесс до совершенства.

Особенности творчества

Возможно, секрет уникальности каждой вещи заключается в том, что ювелиры фабрики использовали богатую цветовую палитру, которая состояла из 124 оттенков. Благодаря такому разнообразию красок мастера могли делать самые разные узоры в виде елочек, чешуек, причудливых зигзагов. Петер Карл Густавович Фаберже добился европейской известности еще и потому, что никогда не повторялся: каждый его заказчик всякий раз получал уникальную вещицу в подарок.

Жизнь после революции

Когда к власти пришла большевистская партия, все мастерские, магазины знаменитого ювелира были национализированы. В руки новой власти попал весь запас драгоценных камней и готовых изделий. Некоторую часть, впрочем, его старший сын успел вывести в Финляндию. В течение нескольких лет изделия знаменитой фирмы были проданы за бесценок, в первую очередь яйца Фаберже. В конце 1918 года сам мастер под прикрытием покинул страну и уехал в Ригу, так как опасался ареста. После того как советские войска заняли территорию Латвии, он переехал в Германию. Когда в этой стране также произошла революция, он окончательно поселился в Висбадене. По собственным воспоминаниям ювелира, пережитые потрясения сильно сказались на его физическом и психическом состоянии. В 1920 году он умер в Лозанне, куда незадолго перед тем перебрался для лечения больного сердца.

Пасхальные яйца работы 1880-х годов

К сожалению, не все работы знаменитого ювелира сохранились. Одна из них – это изображение курочки, вынимающей из маленькой корзины сапфировое яйцо. Особенность данного изделия состоит в том, что фигуры были отделаны алмазами, граненными в виде роз. Впрочем, по некоторым описаниям, яйцо было сделано из золота.

Также ничего неизвестно и о сюрпризе, который составлял обязательную составляющую яйца. В настоящее время остается загадкой, где находится эта работа, выполненная по заказу Александра III: скорее всего, она была утеряна или находится в частной коллекции. Другое яйцо, созданное для императора, было выполнено в форме бриллиантовых часов. Внутри находился оригинальный сюрприз – это часовой механизм. Само яйцо расположено на изящной подставке. После революции работа известного ювелира была утеряна, а найдена уже в начале нашего века в американской коллекции.

Работы начала 1890-х годов

Пасхальное яйцо, сделанное по заказу Александра III в 1890 году, покрыто светло-розовой эмалью и разделено на несколько секций. Особенностью этого изделия является то, что оно содержит внутренний механизм для раскрытия специальной панели. Кроме того, именно для этого подарка были выполнены миниатюры, изображающие замки и дворцы.

Отдельно следует упомянуть про яйцо, которое не покидало пределов нашей страны. Оно называется «Память Азова». Особенностью данного изделия является то, что оно выполнено в стиле времен Людовика XV. Яйцо покрыто орнаментом рококо, а внутри покрыто красивым зеленым бархатом. Сюрпризом стала небольшая модель российского императорского крейсера.

Другое изделие называлось «Кавказское яйцо». Оно также выполнено в стиле, популярном во времена Людовика XV. На его поверхности имеются четыре окна.

Работа получила такое название потому, что в нем располагались миниатюры с изображением дворца Великого князя на Кавказе, где он жил долгое время.

Изделия середины 1890-х годов

Яйца К. Фаберже могли быть различной формы. Так, одно из них напоминало овальный ларец. Известно, что образцом для этого произведения искусства стала шкатулка для драгоценностей, выполненная еще в XIX веке знаменитым мастером Ле Роем. Однако изделие Фаберже отличается бо́льшей изящностью, так как мастер придал ему яйцевидную форму. О сюрпризе ничего неизвестно, хотя есть предположение, что внутри находилось жемчужное украшение.

Работы времен царствования Николая II

Новый император продолжил традицию своего отца и каждый год дарил пасхальные яйца своей овдовевшей матери и супруге. Одно из первых изделий было сделано с букетом розы. Работа выполнена в стиле неоклассицизма. Сюрпризом стал бутон розы, который покрыт светло-желтой эмалью. Внутри цветка находилась маленькая золотая корона и кулон. К сожалению, оба сюрприза были утрачены. Это яйцо было подарено императором его жене Александре Федоровне: корона означала ее новый титул как императрицы.

Своей матери в память о ее покойном супруге он подарил яйцо, которое считается одним из самых красивых произведений фирмы Фаберже. Оно покрыто темно-синей эмалью и разделено на шесть панелей, на которых выгравированы монограммы Марии Федоровны и ее мужа Александра III. Это было одно из четырех яиц, посвященных памяти этого императора.

Выставки

Музей Карла Фаберже в Санкт-Петербурге расположен в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки. Основу коллекции составляют изделия самого знаменитого ювелира; кроме того, в здании находятся произведения русских мастеров декоративно-прикладного искусства. В музее хранятся 4 000 единиц, среди которых, помимо знаменитых пасхальных яиц, – предметы интерьера, столовое серебро, а также работы современников знаменитого мастера – других ювелиров, таких как И. Сазиков, П. Овчинников, И. Хлебников и других. При музее работает экспертный совет, в который вошли специалисты по творчеству Фаберже. Его целью является культурно-просветительская деятельность.

Экспонаты

Выставка Карла Фаберже интересна тем, что она заключает в себе пасхальные яйца, которые пользуются популярностью и известностью во всем мире. В коллекцию входят первое и последнее яйца. Одно из самых известных – это «Коронационное», которое было создано по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны.

Сюрпризом изделия была модель кареты, которая была изготовлена еще при Екатерине II. Произведение украшено двумя алмазами, вензелем императрицы, также в нем есть надпись года – «1897». Итак, произведения знаменитого мастера стали настоящим эталоном в ювелирном искусстве. Его произведения имеют большое значение не только для отечественной, но и для мировой культуры. В настоящее время музей Фаберже занимается активной просветительской работой, а также сохранением наследия знаменитого ювелира. В интернете созданы виртуальные туры в 3D-формате, которые позволяют любому желающему ознакомиться как со всеми экспонатами, так и с интерьерами самого дворца, где они расположены.

www.syl.ru

Пасхальные яйца Карла Фаберже: oksana52

Пасхальная неделя продолжается и поэтому продолжается и пасхальная тематика...

Мы говорим фарфоровые яйца и первое, что подразумеваем – яйца Карла Фаберже. Мы говорим яйца Фаберже и сразу представляем – баснословно дорогие и ни с чем несравнимые искусные вещи. Работы этого ювелира, пожалуй, самый царский подарок. Так считают многие сегодня, так считали когда-то и сами монаршие особы.Об этом говорит то, что среди постоянных клиентов Карла Фаберже были болгарский царь, австро-венгерский наследник, короли и королевы Англии, Италии, Испании, Греции, Дании, Норвегии и Швеции, а также король Сиама по имени Чулалонгхорн. 56 яиц ювелирная мастерская Карла Фаберже создала по специальному заказу для Российской императорской семьи. Еще 12 яиц являются собственностью английской Королевы. Фарфорушка не мог обойти эту тему, потому что для создания своих ювелирных произведений, а это не только пасхальные яйца, наряду с драгоценными металлами и камнями Фаберже использовал и фарфор.

История ювелирной фирмы Карла ФабержеВсе началось в 1842 году, в Петербурге. Никому не известный ювелир Густав Фаберже открыл на Большой Морской улице небольшую ювелирную мастерскую. Мастерская была скромная и работы выполняла тоже скромные – золотые браслеты, брошки и медальоны в виде камней. Но все изменилось, когда к делу присоединились сыновья ювелира Густава Фаберже — Карл и Агафон. Очень быстро мастерская расширилась, заказы стали расти. Но особенно молодые ювелиры сосредоточились на художественной стороне своего дела.

Карл и Агафон получили художественное образование за границей. Карл, ставший впоследствии главой фирмы, учился в Дрездене, в торговой школе. После ее окончания он отправился в путешествие по Европе. Он совершенствовал ювелирное мастерство и одновременно изучал экономику. В 1870 году Карл вернулся в Петербург и занялся делом отца.У него были редкие организаторские способности и большой творческий потенциал, поэтому в фирме своего отца Карл стал главным источником идей и безоговорочным судьей воплощенных проектов. Одной из первых работ братьев Фаберже, которая принесла им известность, стали копии с керченских украшений, созданные по заказу германского императора Вильгельма II. Копия со знаменитого ожерелья с подвесками в виде амфор, сделанная ювелиром фирмы Э. Коллином, обратила на себя внимание на Всероссийской выставке в 1882 году в Москве. За эту работу братья получили золотую медаль. А через три года на Нюрнбергской выставке фирма Карла Фаберже получила уже и международное признание. После этого на изделия ювелирной мастерской обратил внимание российский императорский двор. Оценив мастерство ювелиров, монаршие особы и члены царской семьи надолго стали главными клиентами фирмы Фаберже.

Пасхальные ювелирные яйца Фаберже для российского императорского двораПасхальное яйцо Фаберже «Курочка»

Первым заказом от царского двора стал заказ, сделанный Александром III в 1885 году. К празднованию Пасхи Император заказал подарок для своей жены Марии Федоровны. Карл Фаберже изготовил один из самых оригинальных сувениров. Это изделие, с одной стороны представляло форму традиционной народной пасхальной «крашенки», а с другой - поражало неординарностью и новизной задумки. На первый взгляд яйцо было вполне обычным. Сделанное из золота и покрытое плотным слоем белой эмали, оно открывалось на две части, и, подняв верхнюю половинку, можно было заглянуть внутрь. Там, в полусфере золотого желтка, сидела маленькая курочка из цветного золота. Все детали были выполнены так тонко и виртуозно, что можно было разглядеть и гребешок, и круглые глазки, и даже перышки. В курочке тоже был сюрприз, и даже не один. В ней находилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона. Яйцо должно было стать интерпретацией одного ювелирного яйца, созданного ранее, в начале XVIII века. В исходном варианте яйцо прятало курочку, в курочке находилась корона, а в короне кольцо. Этим сюрпризом Александр III хотел удивить императрицу, которой, по задумке, подарок ювелирной Фаберже должен был напомнить знакомое ей изделие из датской королевской сокровищницы.Сюрприз, сделанный Фаберже произвел впечатление на императрицу, и с этого времени фирма каждый год к Пасхе готовила для царского двора новый подарок — всегда неожиданный и оригинальный. Император Николай II заказывал к Пасхе два яйца: одно дарил матери — императрице Марии Федоровне, другое жене — императрице Александре Федоровне.

Сюрприз от Фаберже – яйцо с каретой

Самые известные работы Фаберже для Романовых – копия Императорской кареты при коронации Николая II, яйцо украшенное портретами членов семьи Николая II и модель Александровского дворца в Царском селе.

В Зимнем дворце даже сделали специальную кладовую, где хранился запас готовых подарков от Фаберже — императорская семья много путешествовала и по пути часто раздаривала множество разнообразных предметов, сделанных ювелирной мастерской Фаберже. Так, императору Японии были подарены пуншевая чаша, два канделябра, ваза из агата, серебряный сервиз (графин с 12 чарками на подносе) и ручное зеркало матового золота в стиле Людовика XV. А вот китайскому богдыхану российский император преподнес две диадемы, хрустальную чашу с чеканным серебряным петухом, три серебряных вазы с хрустальными вкладками, два хрустальных графина и шпильку для шляпы с рубином и бриллиантами.

Яйца Фаберже с портретами российских императоров

Рисунки пасхальных яиц Фаберже не представлял на утверждение высочайшим особам, мастер имел полную свободу в выборе сюжета и идеи. Работа была трудной, так как зачастую приходилось отбирать важные события из жизни императорского дома или памятные даты русской истории.

Например, по случаю двухсотлетия строительства Петербурга фирма Фаберже сделала к Пасхе 1903 года яйцо «Петр Великий». Тулово яйца украшено золотым орнаментом с мелкими алмазами и рубинами. На четырех миниатюрах на слоновой кости помещены портреты Петра I, Николая II, виды Зимнего дворца и Домика Петра Великого. Внутри яйца находилась миниатюра знаменитого «Медного всадника», который застыл на скале из сапфира. Внутренняя крышка над памятником покрыта белой эмалью, как бы пронизанной солнечными лучами.

Успех Фаберже

Успех мастерской Фаберже и знаменитость самого мастера были столько велики, что каждый Божий день между 16 и 17 часами к его дому съезжались великие князья — посмотреть, что нового Фаберже выставил на продажу. А в Зимнем дворце, собираясь в специальной курительной комнате у Церковной лестницы, мужская половина царской фамилии хвастала портсигарами от придворного ювелира. Высшим шиком в семье Романовых считалось иметь каждый день разные портсигары.

За период с 1885 по 1917 годы мастерская Фаберже создала 69 ювелирных яиц, большая часть которых была сделана для Романовых. Но были заказы, которые мастер делал для частных лиц, сегодня известно о 15 таких. Возможно их больше, точную цифру назвать сложно, поскольку частные заказы Фаберже не документировал. Документы ювелир составляя только на императорские заказы.

Самое дорогое яйцо Фаберже – яйцо Ротшильдов

По мнению специалистов, яйца для частных лиц в роскоши и оригинальности уступают работам, выполненным для императорской семьи. Многие из частных заказов повторяют тип изделий, созданных для Романовых. Однако одна из последних находок – яйцо Фаберже из частной коллекции, созданное им по частному заказу, говорит об обратном. Эта уникальная работа стала настоящим открытием.

В ноябре 2007 года яйцо известное как «яйцо Ротшильдов» было выставлено на торгах Christie’s в Лондоне. Почти сто лет это произведение хранилось среди семейных ценностей знаменитой фамилии, и о нем никому не было известно. Некогда нефтепромышленник Морис Эфруссии заказал это яйцо Фаберже, чтобы сделать свадебный подарок своему шурину барону Эдуарду Ротшильду. И с 1902 года, когда яйцо стало собственностью Ротшильдов, эту семью оно больше не покидало.

Яйцо имеет сложный механизм и уникальную конструкцию. Подобных Карл Фаберже изготовил три: яйцо «Петушок» для царской семьи (1900 год), яйцо «Шантеклер» – частный заказ для золотопромышленника Александра Кельха (1904 год) и, собственно, «Яйцо Ротшильда». Это яйцо не просто произведение ювелирного искусства, это и чудо механики. Как уже было сказано, оно имеет сложное устройство.

С одной стороны – это часы, с другой – механический сюрприз. Из яйца каждый час появляется петушок украшенный эмалью и бриллиантами, он хлопает крыльям и даже кукарекает. Само яйцо покрыто розовой эмалью и декорировано гильоше. Гильоше (франц. guilloche) – это и особый узор на поверхности, и способ его нанесения. Принцип гильоше в том, что металл покрывается бороздками, создающими игру света и тени. Раньше этот узор мастера наносили вручную. Позднее, пытаясь добиться безупречной аккуратности, стали использовать для гильоше специальные механические станки с алмазным резцом.

Аукционный дом Christie’s оценил яйцо Ротшильда работы Фаберже в 6–9 млн. фунтов, это 13–18 млн. долл. В итоге оно было куплено более чем за 18 млн. долл. российским коллекционером Александром Ивановым. Александр Иванов, директор частного Русского национального музея, собирает произведения мастерской Фаберже. В своей коллекции он уже имеет несколько яиц этой знаменитой ювелирной. Ротшильдовское яйцо стало самым дорогим из всех работ Карла Фаберже, что когда-либо выставлялись на торги. До этого самым дорогим было «Зимнее яйцо», проданное на Christie’s в 2002 году за 9,6 млн. долл. Это изделие – один из заказов царской семьи. Николай II заказал его для своей матери, императрицы Марии Федоровны.В 2004 году аукционный дом Sotheby’s представил на торги сразу девять императорских яиц мастерской Карла Фаберже. Все они были приобретены российским бизнесменом Виктором Вексельбергом и хранятся теперь в его коллекции.Ротшильдовское яйцо также стало и самым дорогим русским предметом декоративно-прикладного искусства вообще. В списке самых дорогих произведений русского искусства оно стоит выше произведений Казимира Малевича и Марка Шагала.

Яйцо Ротшильдов – видео

Частично изделия фирмы Фаберже были вывезены за границу русскими эмигрантами после революции. За границей оказалась редчайшая коллекция произведений Фаберже из собрания Юсуповых. Эта коллекция теперь составляет основу музея Хилвуд в Вашингтоне. В 1912 году Париже было продано яйцо «Гатчинский дворец», созданное мастером Михаилом Перхиным.Яйцо разделено на двенадцать сегментов мелкими ровными жемчужинами, покрыто белой прозрачной эмалью по гильошированному рисунку в виде муаровых волн, а ткже украшено орнаментом из красных бантов и зеленых листьев. Сюрприз яйца — модель Гатчинского дворца, любимой резиденции Марии Федоровны, из четырехцветного золота со всеми архитектурными подробностями и памятником Павлу I перед фасадом.

Целыми партиями покупали произведения искусства и предметы личного обихода царской семьи Арманд Хаммер, Александр Шеффер и другие «коллекционеры». А серебряные изделия после революции зачастую так просто продавались на вес, без учета их художественной ценности.

Сегодня в России яйца Фаберже можно увидеть в четырёх местах: в Оружейной палате, в коллекции Виктора Вексельберга, в Русском национальном музее (частный музей в Москве Александра Иванова) и в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН, в Санкт-Петербурге. В собрании Оружейной палаты хранится около 300 изделий мастеров-ювелиров фирмы Фаберже – это 10 пасхальных яиц (самое раннее из которых относится к 1891 году), и другие предметы ювелирного искусства. В основном это столовые приборы и предметы сервировки, самую интересную часть коллекции составляют пасхальные сюрпризы и резные фигурки из камня. Пасха в России всегда была особым праздником, поэтому и подарки к нему делались особые. И здесь фантазия Карла Фаберже смогла реализоваться как нельзя лучше, особую изобретательность мастер проявил при изготовлении подарков для членов императорской фамилии.

Пасхальные яйца и ювелирные изделия фирмы Карла Фаберже

oksana52.livejournal.com

Карл Фаберже и его шедевры. Пасхальные яйца Фаберже

«Яйца Фаберже» - название нарицательное. Этот символ роскоши, некогда распроданный большевиками за бесценок, сегодня стоит баснословных денег. Частные коллекционеры выкладывают за право обладания знаменитыми сокровищами миллионы.

Происхождение

Можно сказать, что Карл Фаберже – ювелир потомственный. Его отец еще в 1842 году открыл в Санкт-Петербурге свою фирму. Семья приехала в Россию из Эстонии, а предками знаменитого ювелира были французские гугеноты, бежавшие в Германию от недружественной политики короля-Солнца (Людовика XIV). Ничего выдающегося мастерская Фаберже-отца не делала: броши да диадемы, щедро усыпанные драгоценными камнями, пользовались неизменным спросом у представителей богатого купечества, но и только.

карл фабержеГустав изо всех сил старался выучить и обеспечить своего первенца, поэтому Карл Фаберже учился в престижнейших учебных заведениях Европы, обучался ювелирному мастерству во Франкфурте, а потом вернулся в Россию и в 24 года возглавил семейное предприятие. Часть исследователей утверждают, что он был чрезвычайно одарен в ювелирном деле, другие уверены, что выдающийся талант Карла Густавовича был чисто административный. Но зато менеджер, как сейчас бы сказали, он был от бога.

Взлет

Когда в 1882 году в Москве происходила художественно-промышленная выставка, Фаберже повезло: изделия предприятия обратили на себя внимание Александра III и его жены. С этого момента и началось плодотворное сотрудничество ювелира с семьей монарха. Надо сказать, что император раздаривал дорогие украшения не то что килограммами – тоннами. Требовалось преподносить дары во время официальных визитов к правителям других стран, и тут годились искусно изготовленные сервизы, шкатулки, украшения и разнообразные безделушки с клеймом Фаберже.

Вскоре фирма получила и международное признание, одержав победу на выставке в Нюрнберге (1885 год). Судьи выбрали изделия, копирующие золотые украшения скифов. В этом же году было изготовлено первое яйцо Фаберже для дома Романовых.

Семья императора

Императрица благоволила к ювелиру с 1884 года: ей преподнесли сувенир, изображающий золотую корзинку с жемчужными ландышами. Мария Федоровна нашла вещицу прелестной, и можно сказать, что благодаря этому Карл Фаберже открыл новое направление в деятельности предприятия. С тех пор разнообразные фантазии, воплощенные в камне, золоте или кости, стали его фирменной особенностью.

музей фабержеНадо сказать, что знаменитый ювелир более всего ценил именно художественную сторону вопроса, и не все его изделия были драгоценными. На его предприятиях изготавливались разнообразные полезные мелочи, вроде ручек для зонтиков, звонков или каменных печатей. Согласно некоторым источникам, фирма делала даже медную посуду, а уж серебряные сервизы Фаберже и вправду славились по всей России (и не только).

Художественная сторона

Ювелир ввел моду использовать не только драгоценные камни и металлы, но и материалы попроще: хрусталь, кость, малахит, яшму и др. Поначалу штат фирмы не располагал достаточным количеством квалифицированного персонала для выполнения всех идей, которыми был переполнен Карл Фаберже. Работы приходилось заказывать уральским мастерам. Но постепенно многие талантливые ювелиры, граверы и художники становились штатными сотрудниками предприятия. Среди них были мастера высочайшего класса, им Фаберже разрешал ставить на свои произведения собственное клеймо.

Рабочий день у сотрудников был просто рабский: они должны были трудиться с семи утра до одиннадцати вечера, а по воскресеньям – до часу пополудни. Удивительное дело, но при этом Карл Фаберже пользовался расположением подчиненных: от него не уходили, не организовывали конкурирующих фирм, хотя у многих была такая возможность. Надо сказать, что жалованье знаменитый ювелир платил щедрое, старых и больных работников на произвол судьбы не бросал, на похвалу не скупился.

дом карла фабержеФирма имела собственный узнаваемый стиль. Еще одной особенностью стали разнообразные эмали, которые радуют глаз более чем 120 оттенками, а техника так называемой гильошированной эмали так и не поддалась воспроизведению.

Яйца императорской коллекции

Наиболее широкую известность и посмертную славу Карл Фаберже получил благодаря пасхальным яйцам, которые его фирма изготавливала каждый год для императорской семьи. Начало традиции положил случай. Царь попросил ювелира сделать подарок-сюрприз для ее величества Марии Федоровны. Фаберже была предоставлена свобода выбора – так появилось первое яйцо императорской коллекции.

Первый образец представлял собой золотое яйцо, покрытое снаружи белой эмалью. Внутри него помещался желток и цветная курочка. Она, в свою очередь, тоже была с секретом: внутри птички находилась крохотная императорская корона и рубиновое яйцо, которое впоследствии было утеряно.

Идея не была оригинальна: подобные сувениры хранятся среди экспонатов нескольких европейских музеев до сих пор (возможно, там Карл Фаберже и черпал вдохновение).

Императрица от подарка пришла в восторг. С этого момента Фаберже должен был каждый год представлять ко двору новый шедевр, но с двумя условиями. Во-первых, яйцо с секретом могло изготавливаться только для царской фамилии. Во-вторых оно должно было быть абсолютно оригинальным.

Когда на престол вступил Николай II, традиция продолжилась, но теперь Фаберже создавал два сувенира: для супруги монарха и для вдовствующей императрицы.

карл фаберже работы

В обход царского запрета

Уже много лет спустя стало известно, что ювелир все-таки обошел запрет своего августейшего покровителя: семь яиц, весьма похожих на оригиналы из царской сокровищницы, оказались собственностью жены некоего золотопромышленника. Что стало тому виной – баснословное богатство госпожи Кельх или ее прелестные глазки – доподлинно неизвестно. Кроме них есть еще как минимум восемь яиц Фаберже, изготовленных по частным заказам. То, что этот факт документально не подтвержден, служит отличным прикрытием для мошенников.

На изготовление каждого шедевра дом Карла Фаберже тратил почти год. Для создания эскизов привлекались самые талантливые художники, а вид будущего подарка хранился в строжайшем секрете.

фаберже ювелирВ процессе изготовления царского сюрприза Фаберже не гнался за выгодой: в разные годы пасхальные яйца обходились императору в разную сумму и изготавливались из разных, порой вовсе недорогих материалов. Так, в 1916 году монарх получил стальное яйцо, подставкой для которого служили четыре патрона.

Хозяева сохранившихся сокровищ

Говорят о 50, 52 и даже о 56 экземплярах, которые изготовил Фаберже для императорской семьи, но часть из них оказалась утрачена. Большевики, придя к власти, мало того что ограбили императорскую сокровищницу, так еще и распродали ее за бесценок. Сейчас известно местонахождение всего 46 из них.

В 2013 году поистине царский подарок жителям Санкт-Петербурга сделал российский олигарх Максим Вексельберг. Он выкупил у семьи Форбс самую большую в мире коллекцию яиц и открыл музей Фаберже, где 9 из 15 экземпляров может увидеть каждый желающий. Еще 10 шедевров находятся среди экспонатов Оружейной палаты, 13 пребывают в музеях Соединенных Штатов Америки, 2 – в Швейцарии и еще 13 рассеяны по частным коллекциям (несколько принадлежат королеве Великобритании).

выставка фабержеЕще один музей Фаберже открыт в Баден-Бадене, там демонстрируются яйца 1917 года изготовления: из карельской березы (предназначалось вдовствующей императрице) и стеклянно-хрустальное (для Александры Федоровны). Подлинность последнего вызывает некоторые сомнения, поскольку такое же нашлось в запасниках Минералогического музея в Москве, но хозяин шедевра, еще один русский миллиардер Александр Иванов, уверяет, что обладателем оригинала является именно он.

загрузка...

fjord12.ru

Карл Фаберже - Helperia

Карл Фаберже - знаменитый ювелир из России, создатель известных во всем мире "яиц Фаберже".

Биография

Пе́тер Карл Гу́ставович Фаберже́ родился 30 мая 1846 года, в городе Санкт-Петербург, Россия. 

Его отец Густав Фаберже, имеет французские корни, родился в Пернау, Эстония. В 1830 годах Густав переехал в Санкт-Петербург, где обучился ювелирному делу и открыл свой ювелирный магазин, который и положил начало семейной компании.

Мама Карла, Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. 

Карл учился в достаточно известной гимназии для детей низших слоев дворянства - гимназии святой Анны. 

Затем семья Фаберже переехала в Дрезден, где Карл продолжил свое обучение в Хандельшулле. В возрасте 18 лет он отправился в тур и повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. 

В 1872 году Карл вернулся в Петербург в возрасте 26 лет и начал работать в семейной компании, обучаясь у ее управляющего, а после его смерти взял на себя обязанности по управлению компанией. 

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы Фаберже привлекли внимание императора Александра III.  Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Яйца Фаберже

Первое из знаменитых ювелирных изделий было создано в 1885 году, по просьбе Александра III, который хотел подарить необычное пасхальное яйцо своей жене Марии Федоровне. Первое яйцо имело название "Курочка". Оно было самым простым из всех:  белое, внутри желток, потом курочка, а внутри неё рубиновая корона. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно.

Традицию продолжил и следующий император Николай II.

После установления советской власти фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе были национализированы. Самому ювелиру пришлось бежать из страны, опасаясь ареста.

Революционные события тяжело отразились на здоровье Фаберже. Весной 1920 года у него начались проблемы с сердцем, 24 сентября, того же года, Карл Фаберже скончался в городе Лозанна, Швейцария.

Личная жизнь

Карл Фаберже с сыновьями

В 1872 году, Карл Фаберже женился на Августе Юлии Якобс. В браке родилось четверо сыновей: Евгений Фаберже, художник по украшениям и портретист, Николай Фаберже, художник по ювелирным, Александр Фаберже, руководитель и художник московского отделения фирмы, Агафон Фаберже, эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщик Ссудной кассы, оценщик Его Императорского Величества по доверенности отца.

Позже, у ювелира  был роман с кафешантанной певичкой Иоанной-Амалией Крибель. Он влюбился в нее в Париже в 1902 году в возрасте 56 лет.  

helperia.ru

Карл Фаберже и его шедевры. Пасхальные яйца Фаберже

«Яйца Фаберже» - название нарицательное. Этот символ роскоши, некогда распроданный большевиками за бесценок, сегодня стоит баснословных денег. Частные коллекционеры выкладывают за право обладания знаменитыми сокровищами миллионы.

Происхождение

Можно сказать, что Карл Фаберже – ювелир потомственный. Его отец еще в 1842 году открыл в Санкт-Петербурге свою фирму. Семья приехала в Россию из Эстонии, а предками знаменитого ювелира были французские гугеноты, бежавшие в Германию от недружественной политики короля-Солнца (Людовика XIV). Ничего выдающегося мастерская Фаберже-отца не делала: броши да диадемы, щедро усыпанные драгоценными камнями, пользовались неизменным спросом у представителей богатого купечества, но и только.

карл фабержеГустав изо всех сил старался выучить и обеспечить своего первенца, поэтому Карл Фаберже учился в престижнейших учебных заведениях Европы, обучался ювелирному мастерству во Франкфурте, а потом вернулся в Россию и в 24 года возглавил семейное предприятие. Часть исследователей утверждают, что он был чрезвычайно одарен в ювелирном деле, другие уверены, что выдающийся талант Карла Густавовича был чисто административный. Но зато менеджер, как сейчас бы сказали, он был от бога.

Взлет

Когда в 1882 году в Москве происходила художественно-промышленная выставка, Фаберже повезло: изделия предприятия обратили на себя внимание Александра III и его жены. С этого момента и началось плодотворное сотрудничество ювелира с семьей монарха. Надо сказать, что император раздаривал дорогие украшения не то что килограммами – тоннами. Требовалось преподносить дары во время официальных визитов к правителям других стран, и тут годились искусно изготовленные сервизы, шкатулки, украшения и разнообразные безделушки с клеймом Фаберже.

Вскоре фирма получила и международное признание, одержав победу на выставке в Нюрнберге (1885 год). Судьи выбрали изделия, копирующие золотые украшения скифов. В этом же году было изготовлено первое яйцо Фаберже для дома Романовых.

Семья императора

Императрица благоволила к ювелиру с 1884 года: ей преподнесли сувенир, изображающий золотую корзинку с жемчужными ландышами. Мария Федоровна нашла вещицу прелестной, и можно сказать, что благодаря этому Карл Фаберже открыл новое направление в деятельности предприятия. С тех пор разнообразные фантазии, воплощенные в камне, золоте или кости, стали его фирменной особенностью.

музей фабержеНадо сказать, что знаменитый ювелир более всего ценил именно художественную сторону вопроса, и не все его изделия были драгоценными. На его предприятиях изготавливались разнообразные полезные мелочи, вроде ручек для зонтиков, звонков или каменных печатей. Согласно некоторым источникам, фирма делала даже медную посуду, а уж серебряные сервизы Фаберже и вправду славились по всей России (и не только).

Художественная сторона

Ювелир ввел моду использовать не только драгоценные камни и металлы, но и материалы попроще: хрусталь, кость, малахит, яшму и др. Поначалу штат фирмы не располагал достаточным количеством квалифицированного персонала для выполнения всех идей, которыми был переполнен Карл Фаберже. Работы приходилось заказывать уральским мастерам. Но постепенно многие талантливые ювелиры, граверы и художники становились штатными сотрудниками предприятия. Среди них были мастера высочайшего класса, им Фаберже разрешал ставить на свои произведения собственное клеймо.

Рабочий день у сотрудников был просто рабский: они должны были трудиться с семи утра до одиннадцати вечера, а по воскресеньям – до часу пополудни. Удивительное дело, но при этом Карл Фаберже пользовался расположением подчиненных: от него не уходили, не организовывали конкурирующих фирм, хотя у многих была такая возможность. Надо сказать, что жалованье знаменитый ювелир платил щедрое, старых и больных работников на произвол судьбы не бросал, на похвалу не скупился.

дом карла фабержеФирма имела собственный узнаваемый стиль. Еще одной особенностью стали разнообразные эмали, которые радуют глаз более чем 120 оттенками, а техника так называемой гильошированной эмали так и не поддалась воспроизведению.

Яйца императорской коллекции

Наиболее широкую известность и посмертную славу Карл Фаберже получил благодаря пасхальным яйцам, которые его фирма изготавливала каждый год для императорской семьи. Начало традиции положил случай. Царь попросил ювелира сделать подарок-сюрприз для ее величества Марии Федоровны. Фаберже была предоставлена свобода выбора – так появилось первое яйцо императорской коллекции.

Первый образец представлял собой золотое яйцо, покрытое снаружи белой эмалью. Внутри него помещался желток и цветная курочка. Она, в свою очередь, тоже была с секретом: внутри птички находилась крохотная императорская корона и рубиновое яйцо, которое впоследствии было утеряно.

Идея не была оригинальна: подобные сувениры хранятся среди экспонатов нескольких европейских музеев до сих пор (возможно, там Карл Фаберже и черпал вдохновение).

Императрица от подарка пришла в восторг. С этого момента Фаберже должен был каждый год представлять ко двору новый шедевр, но с двумя условиями. Во-первых, яйцо с секретом могло изготавливаться только для царской фамилии. Во-вторых оно должно было быть абсолютно оригинальным.

Когда на престол вступил Николай II, традиция продолжилась, но теперь Фаберже создавал два сувенира: для супруги монарха и для вдовствующей императрицы.

карл фаберже работы

В обход царского запрета

Уже много лет спустя стало известно, что ювелир все-таки обошел запрет своего августейшего покровителя: семь яиц, весьма похожих на оригиналы из царской сокровищницы, оказались собственностью жены некоего золотопромышленника. Что стало тому виной – баснословное богатство госпожи Кельх или ее прелестные глазки – доподлинно неизвестно. Кроме них есть еще как минимум восемь яиц Фаберже, изготовленных по частным заказам. То, что этот факт документально не подтвержден, служит отличным прикрытием для мошенников.

На изготовление каждого шедевра дом Карла Фаберже тратил почти год. Для создания эскизов привлекались самые талантливые художники, а вид будущего подарка хранился в строжайшем секрете.

фаберже ювелирВ процессе изготовления царского сюрприза Фаберже не гнался за выгодой: в разные годы пасхальные яйца обходились императору в разную сумму и изготавливались из разных, порой вовсе недорогих материалов. Так, в 1916 году монарх получил стальное яйцо, подставкой для которого служили четыре патрона.

Хозяева сохранившихся сокровищ

Говорят о 50, 52 и даже о 56 экземплярах, которые изготовил Фаберже для императорской семьи, но часть из них оказалась утрачена. Большевики, придя к власти, мало того что ограбили императорскую сокровищницу, так еще и распродали ее за бесценок. Сейчас известно местонахождение всего 46 из них.

В 2013 году поистине царский подарок жителям Санкт-Петербурга сделал российский олигарх Максим Вексельберг. Он выкупил у семьи Форбс самую большую в мире коллекцию яиц и открыл музей Фаберже, где 9 из 15 экземпляров может увидеть каждый желающий. Еще 10 шедевров находятся среди экспонатов Оружейной палаты, 13 пребывают в музеях Соединенных Штатов Америки, 2 – в Швейцарии и еще 13 рассеяны по частным коллекциям (несколько принадлежат королеве Великобритании).

выставка фабержеЕще один музей Фаберже открыт в Баден-Бадене, там демонстрируются яйца 1917 года изготовления: из карельской березы (предназначалось вдовствующей императрице) и стеклянно-хрустальное (для Александры Федоровны). Подлинность последнего вызывает некоторые сомнения, поскольку такое же нашлось в запасниках Минералогического музея в Москве, но хозяин шедевра, еще один русский миллиардер Александр Иванов, уверяет, что обладателем оригинала является именно он.

загрузка...

buk-journal.ru

Карл Фаберже Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фаберже. Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Подданство Род деятельности Отец Мать Дети Награды и премии
Петер Карл Густавович Фаберже
18 (30) мая 1846(1846-05-30)
Санкт-Петербург, Российская империя
24 сентября 1920(1920-09-24) (74 года)
Лозанна, Швейцария
Российская империя Российская империя
ювелир
Густав Фаберже
Шарлотта Юнгштедт
Евгений, Агафон, Александр, Николай
 Петер Карл Густавович Фаберже на Викискладе
К. Шмидт. Здание фирмы Фаберже в Санкт-Петербурге. 1900

Пе́тер Карл Гу́ставович Фаберже́ (18 [30] мая 1846, Санкт-Петербург — 24 сентября 1920, Лозанна) — известный[1][2][3] российский ювелир. Глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства. Является создателем яиц Фаберже, которые высоко ценятся у коллекционеров всего мира.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Семья
  • 3 Работы Фаберже
  • 4 Галерея
  • 5 Награды
  • 6 Память
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Биография[ | код]

Петер Карл Фаберже родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года, российский немец по происхождению. Его отец — Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи французских корней и был родом из Эстонии, а его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского худо

ru-wiki.ru